Много внимания приковано к тезису, что биотопливо для двигателей является экологическим топливом. Но стоит проанализировать так оно есть в действительности.
Для начала надо определить понятие биотоплива. Есть два подхода. Первый вариант относит к биотопливу то топливо, которое получено из биомассы (рапсовое масло, зерновой спирт), растительных остатков (брикетированная солома) или органических отходов (биогаз). Второй вариант, который чаще используют, относит к категории биотоплива любое топливо для двигателя, в котором есть некоторый процент биокомпонентов (полученных при переработке биомассы).
Оценке биотоплива является его влияние на окружающую среду – это основной тезис. Но надо еще обратить внимание на то, какая энергия и сколько такой энергии использовано при производстве биотоплива.
Для преобразования бензина в биотопливо применяют спирт. Но при производстве спирта используется больше электроэнергии, чем можно получить при сжигании спирта. А электроэнергия обычно вырабатывается на основе угля или газа, поэтому «биологическим» такой вид топлива можно не называть. Экологичнее является езда на бензине.
По другому выглядит биодизель – при его производстве потребляется значительно меньше энергии, чем при производстве спирта. В отличие от нефтяного дизельного топлива, биодизель является топливом, которое характеризуется процессом биодеградации и оно нетоксично. Использование биодизеля существенно уменьшает эмиссию вредных выбросов в атмосферу. Имеет меньшее содержание серы и происходит из возобновляемой биомассы.
Итог следующий – если энергия, которая используется для производства биотоплива происходит из возобновляемого источника, тогда биотопливо заслуживает такое название. Если же нет, то просто доводим до деградации понятия «био». Стоит задуматься над тем, не целесообразнее будет вместо превращения угля на этиловый спирт, использовать электроэнергию, полученную с угольной электростанции, для зарядки электромобилей.
Василий Прусак
на основе материалов Криштофа Леса