Площади Европы
В 2010 году конкурс European Prize for Urban Public Space был организован в шестой раз, и его проведение координировали уже шесть крупнейших европейских архитектурных институций.
Острое внимание к проблематике общественных пространств (послужившее основанию конкурса) было вызвано обеспокоенностью общей негативной тенденцией в европейском градостроительстве, а также редукционизмом многих масштабных проектов, осуществляемых в Европе за последние годы с риском тотальной гомогенизации городского пейзажа. В этих условиях назрела необходимость инициативы, которая бы подняла планку качества общественных пространств, продемонстрировала весь широкий спектр его возможностей (как пространства политического и многофункционального), а также вернула ему структурную роль, которую это пространство традиционно играло в европейских городах.
Престиж подобного мероприятия явился идеальным способом стимулирования градостроительных инициатив, направленных на создание, сохранение и усовершенствование общественных пространств. Кроме того, он значительно поспособствовал муниципальному инвестированию и профессиональному сотрудничеству властей с архитектурной общественностью.
Подчеркивая коммуникативные и гражданские аспекты оцениваемых объектов, эта награда отличается от многих других инициатив (сосредоточенных на фигуре архитектора либо формальных качествах созданного окружения) уже тем, что присуждается одновременно учреждению, ответственному за проект, и автору (авторам) проекта.
За прошедшее десятилетие конкурс стал известным по всей Европе и во многих странах даже получал приоритетное значение среди инициатив городского планирования. Возрастание количества подаваемых проектов (от 81 проекта из 14 стран в 2000 году до 197 проектов из 26 стран в 2008 году) позволяет организаторам считать конкурс действенным механизмом преобразования общественных пространств Европы, направленным на преодоление основных проблем ее городов.
Стоит отметить, что этому не мешает исключительно имиджевая природа конкурса, главными трофеями которого являются почетные дипломы победителей и мемориальные доски для отмеченных в конкурсе объектов. Конкурс имеет и много других отличительных черт. Во-первых, в нем могут участвовать как архитекторы, так и представители муниципальной власти, способные принимать политические решения, поддерживать и финансировать проект. Во-вторых, его приоритетами являются не столько масштабные операции по городскому планированию, сколько микровмешательства, сравнимые с «городской хирургией», цель которых – улучшение жизни граждан. Наиболее ценятся проекты социальной, а не эстетической или развлекательной направленности, что позволяет организаторам награждать как малоизвестных или начинающих архитекторов, так и довольно популярных фигур архитектурного мира.
«Европейскость» конкурса проявляется не только в территориальных ограничениях подачи проектов, но и в общей направленности конкурса на ряд черт городского планирования, подтверждающих и выделяющих европейскую идентичность в области архитектуры.
Как уже отмечалось, критерии, определяющие выбор проекта-победителя, выходят за пределы его архитектурных достоинств. Жюри рассматривает многие аспекты, позволяющие оценить последствия городских преобразований, связанные с функционированием представленного на конкурс объекта. Исключительное значение имеет урбанистическая природа проектов (размер города не является ограничивающим фактором, но приоритет отдается крупным или средним муниципалитетам), а также явно выраженное публичное назначение, исключающее все получастные или корпоративные объекты.
Особо рассматривается уместность проведенных преобразований в соответствии с потребностями граждан, а также способность уменьшить социальные переломы города и устранить существующие физические или символические барьеры городского пространства. Кроме этого, обязательным фактором является вклад проектов в область экологического усовершенствования, продвижение общественного транспорта и развитие инновационных технологий для преодоления главных городских проблем (общественных, энергетических, утилизационных). Но самым главным и решающим фактором остается степень вовлеченности граждан в жизнь сооружения, его принятие ежедневными пользователями. (Рекомендуем вам ознакомиться с архитектурой Парижа).
Основными победителями 2010 года стали: Открытая библиотека Магдебурга Open-Air-Library (Магдебург, Германия, 2009) и Норвежский Национальный театр оперы и балета (Осло, Норвегия, 2008) – проекты особо показательные в социальном и интеграционном плане, хотя и полностью отличные по ряду основных формальных особенностей (масштабу, источникам финансирования и действующим силам, стоящим за их воплощением).
Кроме определения главных победителей, конкурс ежегодно выделяет ряд проектов, достойных почетного упоминания за те или иные отличительные или новаторские черты. Таким образом организаторы надеются продемонстрировать новейшие и наиболее показательные тенденции в создании общественных пространств Европы в доказательство процесса восстановления публичной сферы европейских городов.
Автор: Марианна Давиденко
Источник: журнал «АСС»