Наружный свет
Освещение улиц городов — мощный инструмент в руках архитекторов, способный как моделировать городскую среду, так и «подавать» город в выигрышном свете. Но все же главная задача наружного освещения — обеспечение комфортного и безопасного передвижения людей и машин в темное время суток. Более полная классификация видов наружного освещения и требования к ним представлены в схеме №1.
В то же время специалисты по светотехнике эту классификацию систем наружного освещения сводят к трем основным направлениям:
- освещение жилых районов и пешеходных зон;
- освещение транспортных магистралей;
- архитектурный свет.
Правильно спланированное и установленное наружное освещение жилых районов и пешеходных зон, бесспорно, создаст неповторимую атмосферу ночного города. При выборе светильника для освещения жилых и пешеходных зон архитекторы опираются на несколько критериев.
Первый — дизайн и сочетаемость с окружающей архитектурой, ведь именно это будут лицезреть жители в дневное время суток. Второй — размеры и светораспределение. Эти показатели определяют количество и схему расположения приборов на освещаемой территории. В жилых зонах пользуются четырьмя способами установки приборов: на вертикальных или подвесных опорах, на фасадах зданий, на несущих тросах и непосредственно на земле.
При этом самый распространенный способ — установка на вертикальную опору, когда светильник венчает ее или подвешен к ней на кронштейне. А поскольку высота таких опор колеблется от 3 до 8 м, стоит особое внимание обратить на долговечность источников света и практичность самих светильников, потому что их обслуживание, чистка и замена ламп — задача сложная.
Принципиальное отличие светильников, устанавливаемых на опору, — характер распределения света. Так, сферический светильник с матовым стеклом дает ассиметричное диффузное распределение светового потока, при этом часть света уходит в полусферу. Такие светильники обычно устанавливают для освещения площадей и открытых зон, реже — вблизи фасадов.
Светильник с чашеобразным корпусом имеет оптическую систему, позволяющую эффективно распределять световой поток таким образом, что весь свет направляется вниз. Такие осветительные приборы более универсальны, их можно устанавливать и вдоль проезжих частей дорог и тротуаров, и напротив фасадов домов. Но если плотность застройки очень высока, стоит обратить внимание на светильники, монтируемые на фасад здания.
В ряде случаев можно размещать осветительное оборудование за элементами декора и частями фасада, а то и вовсе — внутри строительных конструкций. Скрытая установка приборов позволяет незаметно вписать их в архитектуру здания. А при невозможности использования фасада для крепежа светильника можно применить подвесные светильники, монтируемые на несущем тросе, натянутом между зданиями.
В садах и парках свет нужен обычно для ориентации, создания атмосферы визуального комфорта, подсветки скульптур, декоративных растений. Для этих целей часто применяются специальные парковые светильники на тумбах, прожекторы. Что касается последних, то их также используют для освещения производственно-транспортных участков, архитектурных сооружений, спортивных комплексов.
Освещение транспортных магистралей и пешеходных дорожек должно обеспечивать безопасное передвижение машин на дороге. Там, где освещение должно служить безопасности движения транспорта, предпочтительны светильники консольные (устанавливаемые на опорах) или подвесные (размещаемые сверху на подвеске опор или несущем тросе).
А для освещения крупных транспортных развязок применяют обычно прожекторы. К особой группе стоит отнести освещение тоннелей: здесь при выборе осветительного прибора и расчете его яркости учитывается разница освещения вне тоннеля и внутри него. Если же следует осветить пешеходную дорожку, чаще используют венчающие (торшерные) светильники.
Уровень освещения некоторых уличных объектов представлен в табл. №1.
Архитектурный свет — это и есть то самое выразительное средство, с помощью которого формируется ночной образ города. На смену одноцветному заливающему свету пришли новые вариации и комбинации приборов освещения, позволяющие эффектно выделить архитектурные формы зданий, акцентировать внимание на главных элементах, достичь художественной образности. При этом при выборе источников света важно соблюсти разумную достаточность и подходить к оценке декоративного света с позиций эстетически оправданной функции.
Автор: Глеб Светлов
Источник: Украинский Строительный Каталог (Секреты успешной стройки)