Роскошные музейные центры сегодня принадлежат крупнейшим немецким производителям, Volkswagen AutoMuseum в Вольфсбурге, Museum mobile в комплексе Audi Forum в Ингольштадте, Mercedes-Benz Museum в Штутгарте, музей BMW в Мюнхене. И несмотря на то, что автопромышленность переживает не лучшие свои времена, Porsche достроила свой храм, вложив в него 1100 тыс. евро.
Проект здания музея Porsche разработан австрийским архитектурным бюро Delugan Meissl. Новый музей возведен на том же месте, где располагался первый офис дизайн-бюро Porsche. Кроме выставочного зала, в котором будут представлены 80 редчайших моделей одноименной марки и около 400 других уникальных экспонатов, в здании будут расположены кафе, рестораны и конференц-залы с раздвижными стенами.
Музей стал подарком и подтверждением того, что дела у фирмы идут хорошо. Кризис, подкосивший мировую автопромышленность, затронул Porsche только в начале марта – так долго компания продержалась не в последнюю очередь благодаря акциям приобретенного осенью Volkswagen. Тем не менее, прибыль компании падает и гигантский футуристический музей рискует превратиться в памятный обелиск. Еще четыре года назад такое здание было невозможно построить: его обшивка состоит из белого металла, перемежающегося с участками из зеркальной стали. Гигантский блок с общей выставочной площадью 5 600 м2 установлен на трех колоннах и как будто парит на шестнадцатиметровой высоте: 100 тыс. тонн стального каркаса держатся на тончайших ножках.
Интерьеры выполнены в белых тонах. Входя в зал, посетители попадают в подсвеченное белыми софитами пространство, в котором преобладают обтекаемые формы. Музей напоминает космический корабль, в котором на специальных ложах почивают усыпленные пришельцы, а рядом выстроились готовые ко взлету корабли. Интерьер выполнен в стиле художественной галереи: экспонаты шокируют своей близостью и доступностью, и от посетителей их отделяет только вежливая просьба персонала не прикасаться.
Архитекторы утверждают, что в своей работе пытались следовать новым тенденциям – рассматривать здание, как субъект, способный к коммуникации. Таким образом музеи, роль которых, – сохранять традицию, место в истории, то есть – быть оплотом стабильности и консервативности, на самом деле оказываются футуристическими храмами, намекающими на субъективирование автомобилей. Музей Porsche своим порабощающим величием покушается на будущее, вытесняя из процесса коммуникации человека и живую природу. Концентрируя в себе прошлое, он уже вобрал в себя и будущее, не оставляя у посетителей никаких сомнений в том, что оно принадлежит автомобилям.
Поклонение машине, как объекту страстного желания, выходит на новый уровень: божеству возводят храмы, если ранее желание автомобиля носило частный характер, было страстью или слабостью, то теперь оно грозит перейти на новый массовый этап, носящий характер чуть ли не религиозного почтения.
Однако, как известно, самые помпезные и дорогостоящие ритуальные (читай: имиджевые) сооружения возводились на закате цивилизаций. В таких строениях виден страх перед будущим и желание запугать конкурентов своими силой и величием. Немецкая автоиндустрия, как никакая другая, имеет огромное преимущество – историю, восходящую к истокам автомобилестроения. Именно ее и выпячивают, создавая гигантские храмы, порабощающие время. Анализируя мировые тенденции в экологической политике и условия кризиса, можно надеяться на то, что достигнув своего расцвета и закрепив себя в футуристических храмах, мощь автоиндустрии пойдет на убыль, и человечеству не придется организовывать напророченное фантастами восстание против машин.
Автор: Галина Ерко
Источник: журнал «АСС»