Современное авто получает все больше шансов стать роботизированным, поскольку в новых моделях закладывается каждый раз высокий уровень автоматики, которая выполняет значительную часть контроля и управления вместо водителя.
Интеллектуальные системы автомобилей следят за экономией топлива и безопасностью движения. Есть системы «умной» парковки, управление авто через смартфон. Google разработал беспилотный автомобиль будущего. В Неваде уже разрешено движение автономных транспортных средств.
Шоссе превращается в «умную дорогу». Технологи компании Smart Highway предлагают освещать дорогу от энергии ветра только в тех местах, где есть авто. «Умные дороги» могут следить за транспортным трафиком для автоматического управления светофорами.
Большое внимание уделяется экологичности, реализуется использованием альтернативных двигателей.
Есть интересные местные экспериментальные системы транспорта. В некоторых городах-миллионниках реализована концепция для сверхбыстрых автобусов или трамваев — «труба» или «коридор». В Тель-Авиве анонсирована магнитная подвеска.
Не исчезает, а развивается вело транспорт. Копенгаген за 30 лет пересадил треть жителей на велосипеды за счет создания сети велодорожек.
В Токио и Окленде частично реализована концепция «общее пространство» или «голые улицы», которая предусматривает отсутствие дорожных отметок и разграничение между тротуаром и шоссе, нет зебр, регуляторов, светофоров. Автомобилисты двигаются медленнее и ведут себя скромнее, а велосипедисты и пешеходы подстраиваются под них. Общая ответственность участников движения увеличивается, аварийность уменьшается.
В Лондоне применили механизм снижения вредного воздействия на окружающую среду. Для автомобилей, которые пользуются дорогой в часы пик, с помощью камер фиксируется номер авто, а затем передается владельцу квитанция на оплату пикового налога. В 2003 году, после введения налога, количество автомобилей в городе уменьшилось на треть, а количество автобусов возросло на 22%.
В Киеве во время Урбанистического общественного форума при поддержке Фонда им. Генриха Белля представлено несколько решений для спасения Киева от нынешнего транспортного хаоса. Необходимо вводить единый билет на все виды транспорта и воплощать расписания движения, доступные для пассажиров и обязательные для перевозчиков. Необходимо предоставить пешеходам, велосипедам, общественному транспорту приоритет перед автомобилями. Нужно развивать велосипедную инфраструктуру и уменьшать количество маршруток.
В Украине появились сообщества-пропагандисты экологических автомобилей. Речь идет об электромобиле «Тесла». 100 км на этой машине в украинских условиях могут стоить до 30 гривен.
Материал подготовлен на основе «Большая идея»