У каждого человека есть история своего рода,
и начинается она с самой главной семейной реликвии – дома.
Родовая усадьба – это не просто загородный дом и прилегающая к нему земля, но и духовная территория, на которой собраны и запечатлены самые разные события жизни ваших предков.
Будничные заботы, весёлые праздники, семейные торжества, время работы и отдыха – всё это сохранилось и прошло сквозь века, напоминая вам об истории рода. Усадьба, в исконном смысле этого слова, – малая родина человека, где жило несколько поколений его предков. В наше время это понятие практически утеряно. Мы живём в городских квартирах, являясь горожанами во втором или третьем поколении, выезжаем за город на приусадебный участок, который чаще всего сложно назвать родовой усадьбой.
История возникновения фамильных поместий
Русская усадьба появилась почти семь веков назад. Еще в Древней Руси в любой деревне можно было встретить дом, который выделялся из прочих своей значимостью и размахом – таков прообраз родового поместья. Само слово «усадьба» происходит от глагола «усаживаться». Другими словами, усадьба становилась для человека домом и тем местом, где он «оседал», жил и «пускал корни».
Активное развитие «усадебная культура» получила в эпоху Петра I, после того как он раздал земли сподвижникам и своим приближённым. Но настоящий расцвет для поместий настал в первой половине XVIII века. Именно в это время, после указа Петра III «Об освобождении дворян от обязательной государственной службы», на всей европейской территории России стали появляться многочисленные родовые гнёзда. Дворяне покидали Москву и Петербург, перебирались в свои имения, где всё было создано для безбедной жизни и праздного существования. Образованность владельцев поместий, разбросанных по всей России, и увлечение русским и европейским искусством сделали их дома настоящими центрами культуры и просвещения в провинции. Но не будем забывать и о помещичьих домах, расположенных в черте города, которые превратились в не менее значимые исторические памятники: Шереметьево, усадьба Орловых, Голицыных, Кузьминки, Сокольники, Пашково, Бестужево-Рюмино и многие другие.
Постепенно складывается архитектура родовых поместий. Усадьбы больше не прячут за высокими заборами и строят из кирпича и из дерева, оштукатуренного под камень. Что касается внутреннего оформления дома, то оно тоже видоизменяется. Если раньше в русских избах столовую устраивали подальше от жилой части дома, то теперь зал становится главным помещением, расположенным в самом сердце усадьбы. Несколько комнат составляют единую парадную зону, остальные же скрыты от глаз гостей и принадлежат членам семьи.
Владелец усадьбы не без гордости демонстрировал свои владения. И было чем восхищаться: стены украшали китайские обои, роскошные картины и зеркала в богатых рамках, мраморные лестницы и каминные зоны, отделанные золотом и малахитом, изысканный художественный паркет ручной работы, на котором так приятно было танцевать вальс и мазурку. Встроенные лавки заменили стульями и креслами, которые легко позволяли превратить парадную залу в танцевальную и разместить собравшихся гостей за праздничным столом.
Хозяйственные помещения, так необходимые в каждом поместье, всё так же строили из дерева, реже – из камня, что позволяло в тёплое время года хранить продовольственные запасы. Но главной гордостью владельца усадьбы считался сад, особую прелесть которому придавали экзотические деревья и кустарники в кадках, подстриженные под причудливые формы животных, людей и геометрических фигур, а также витиеватые аллеи, заблудиться в которых было проще простого. Обязателен был фонтан, отделанный мрамором, изящные вазоны и каменные скульптуры, дополнявшие архитектурный ансамбль. Садовую территорию невозможно было представить и без построек, предназначенных для летнего отдыха и развлечений, – уютные беседки, скамейки, оранжереи, голубятни и гроты.
Как менялись фамильные поместья
Новые императоры и новые веяния в архитектурной моде, безусловно, привносили изменения в обустройство родовых усадеб. Так, в эпоху правления Елизаветы Петровны поместья значительно «выросли вширь». Внутреннее убранство комнат дополнилось новыми видами обоев и зеркалами, зрительно увеличивающими и без того немалые помещения. Старую мебель заменили на новую из красного дерева, привезённую из самой Англии. Фасады домов украшали лепными композициями, скульптурами, оконные проёмы обрамляли в пышные наличники, а крыши «прятали» за фронтонами и парапетами. Но всё так же для строительства главного дома и хозяйственных построек и отделки комнат используют исконно русские и, как бы мы сейчас сказали, экологически безопасные материалы: дерево, камень, бумажные обои, мрамор, гранит и другие полудрагоценные камни.
Устройство территории усадьбы в целом было одинаково для всех регионов России, но своевольная Москва всё же привнесла свои особенности в оформление поместья. Главный дом оставался в глубине участка, а подсобные строения обрамляли «передний» двор, отгороженный от улицы «прозрачным» забором.
Всё большую популярность для внутренней отделки парадных зал приобретают зеркала. Расположенные напротив окон и даже в простенках анфилад, они создавали ощущение бесконечного пространства. Примером тому служит сохранившееся до нашего времени подмосковное поместье Кусково. В стремлении «раздвинуть» стены широко используется приём художественной росписи. В парадных залах, кабинетах и спальнях изображают парковые пейзажи и природные сюжеты, которые по желанию хозяев дома легко скрывались за бархатными занавесами.
В конце XVIII века происходят заметные изменения в архитектурном решении родовых усадеб. Владельцы поместий постепенно отказываются от необозримых анфилад и часто расположенных окон, служивших источником холода зимой и излишней жары летом. Цветовое оформление парадных комнат становится спокойней и в то же время величественней. Особую атмосферу залу придают многочисленные декоративные вещи: живопись, драпировки, бра и люстры, небрежно оставленный томик стихов и изысканный чайный сервиз. Именно эти предметы интерьера и имели подлинную жизненную ценность, подчеркивая «характер» дома.
В последние года XVIII века загородная усадьба становится местом, где правит чистая и живая природа, тихая красота и умиротворение неспешно текущего быта. В поместье приезжают лишь близкие хозяевам гости, с которыми приятно провести интеллектуально-поэтический вечер, посмотреть представление домашнего театра или музицировать в четыре руки. Эта спокойная и проникновенная атмосфера родовых усадеб «вырастила» немало светлых умов России, заявивших о себе в следующем веке. Вот так и закончила своё существование эпоха расцвета дворянских поместий – подобно тому, как приходит к логическому концу приятный вечер, проведённый в кругу близких друзей.
Конец «пасторальной эпохи» и дачные сезоны
Точку в эпохе расцвета родовых усадеб поставила революция. Большая часть поместий была сожжена или разрушена, другие отданы на «благо народа» под дома отдыха, санатории и психоневрологические диспансеры. В непростое для русских людей время значимость усадеб была утрачена, их больше заботил вопрос выживания и нормального существования хотя бы в условиях города.
Новый этап загородной жизни, а точнее – дачной, наступил спустя почти полвека. Во времена правления Хрущева советским людям было позволено обзавестись собственным дачным участком размером в 6 соток. Но построить родовую усадьбу на столь небольшом участке земли не разрешали законы и постановления, которые отменил уже Брежнев, разрешив строить «избушки», площадь которых, тем не менее, не могла превышать 25 квадратных метров. В тот период дачный участок расценивался скорее как источник пополнения запасов продовольствия, что особенно стало важно в период дефицита продуктов в голодные 80-е. Что можно сказать о строительстве в то время? Мало кто изыскивал возможность построить дом, тем более хоть сколь-либо изысканный и эксклюзивный. Из строительных материалов были доступны лишь кирпич не очень хорошего качества, дерево и цемент. В комнатах ставили старую мебель, привозимую из городских квартир, и особо не заботились о дизайне и стиле помещения.
Современные родовые усадьбы
Если европейцы с гордостью могут поведать вам об истории своего рода, провести по залам фамильной усадьбы, показать, где их прапрабабушка приняла предложение будущего супруга, или то место, где проводились торжественные приёмы, то мы больше можем рассказать о родословной домашнего питомца, чем о своей собственной. Так уж сложилось в нашей стране. Но всё чаще и чаще современные люди приходят к пониманию того, что значит для них история своего рода. Строительство «семейного гнезда» – первый шаг на пути к восстановлению прежней роли родовой усадьбы, сохранению и уважению истории своих предков.
На сегодняшний день «усадьбой» можно назвать достаточно большой земельный участок с различными хозяйственными постройками, «хозяйским» домом, местом для отдыха и, как правило, бассейном и детской площадкой. Конечно, жизнь в современном «родовом гнезде» отличается от того, что было доступно нашим предкам. Современные загородные посёлки строятся с хорошо продуманной инфраструктурой, их обитателям доступны все блага цивилизации, но неизменным остаётся одно – жизнь в гармонии с природой и с самим собой. Бескрайние просторы, зелёные или заснеженные поля, естественные водоёмы, конные прогулки и катания на лодках не перестают быть «модными» вот уже почти 200 лет.
Как и прежде, люди стремятся сделать своё «родовое гнездо», которое будет передаваться из поколения в поколение, необычным, особенным, или как теперь принято говорить – эксклюзивным. Именно поэтому будущие владельцы усадеб заказывают индивидуальные проекты домов, используют неординарные решения в области ландшафтного искусства, обращаются к профессиональным дизайнерам и выбирают участки, расположенные рядом с живописными водоёмами и лесными массивами. Фасад и внутреннее убранство дома могут быть выполнены в любом стиле, благо современные технологии строительства и отделки позволяют это сделать. Современный хай-тек, колониальный стиль, строгий модерн – выбор практически неограничен. Всё это позволяет обустроить особенный мир в соответствии со своим представлением о фамильном доме.
Строим на века
Современные владельцы «поместий» предпочитают дома, построенные и декорированные с использованием натуральных материалов: дерева, камня, экологически безопасной штукатурки, тканевых обоев и т.п. Это не только престижно, но и безопасно с экологической точки зрения. Безусловно, такая «игра» фактурой и текстурой материалов позволяет создавать уникальные интерьеры современных фамильных домов. И если раньше из-за больших окон жители старинных поместий мёрзли зимой и изнывали от жары в тёплое время года, то сегодня пластиковые окна и новейшие теплоизоляционные материалы позволяют реализовать любой проект дома, в котором будет тепло в холодное время года и прохладно летом.
Архитекторы и инженеры, проектирующие современные родовые усадьбы, уделяют очень большое внимание выбору теплоизоляционных материалов, ведь речь идет не о летнем дачном жилище, где семьи проводят ограниченное количество времени, а о доме для постоянного круглогодичного проживания. Так, в современном загородном строительстве нашла широкое применение природный материал, каменная вата ROCKWOOL ЛАЙТ БАТТС – благодаря своей экологической безопасности, негорючести и простоте монтажа. В качестве звукоизоляции часто применяют каменную вату ROCKWOOL АКУСТИК БАТТС с высокими показателями звукопоглощения.
«Идея родовых усадеб позитивна»
Идея возрождения усадеб нашла одобрение и у Дмитрия Медведева. Ещё в 2007 году в своём открытом интернет-общении на вопрос «Что Вы думаете об идее восстановления фамильных поместий?» он ответил так: «Идея родовых усадеб позитивна. Это полезно как для страны в целом, так и для отдельного человека. Гораздо приятней жить на природе, чем в мегаполисе». Примерами возрождения усадебной культуры служат не только «поместья», расположенные вдоль Ново-Рижского, Рублево-Успенского и Дмитровского шоссе, но и за несколько тысяч вёрст от Москвы.
Так, известный режиссёр и деятель культуры Никита Михалков построил свой фамильный дом в Нижегородской области. Именно эта земля принадлежала дворянам Кончаловским до революции. А после 2000 года Михалков стал облагораживать территорию усадьбы площадью ни много, ни мало 115 гектаров (а это почти 8 футбольных полей!). Из отборных брёвен были построены гостевые избы, дом для охраны, домовая церковь, княжеские палаты, конюшни и столовая для прислуги. Безусловно, «барская» жизнь накладывает свои обязательства, а потому Михалков не только проводит время в своём поместье, но и следит за порядком на вверенных ему землях.
Фамильная усадьба, безусловно, подчеркивает статус человека, его возможности. Но настоящее «родовое гнездо» создаётся не за счёт престижного места и эксклюзивной мебели, выписанной из Франции, а за счёт неповторимой ауры дома, его «души». Особую роль играют антикварные и фамильные вещи, сохранённые в каждой конкретной семье вне зависимости от того, как складывалась жизнь и был ли соблазн продать фамильную реликвию. Фотографии, иконы, ковры, старинная мебель и другие предметы интерьера с «историей» создают ту самую атмосферу «родовой усадьбы».
Эпоха урбанизации и «холодного» хай-тека постепенно уступает место комфортному и «живому» стилю жизни. Люди не хотят больше задыхаться в пыльных и загазованных мегаполисах – они стремятся к естественному, чистому и настоящему. Благо достижения цивилизации позволяют построить современное и совершенное жильё за пределами города в условиях первозданной природы. А как обустроить новое «родовое гнездо» и проводить свой досуг, вам подскажут опыт и традиции предков.
Пресс-служба компании ROCKWOOL Russia