19 февраля состоялся семинар «Возобновляемая энергетика и энергоэффективность. Перспективы на Стрыйщине». Более десяти докладчиков обсудили конкретные действия в использовании возобновляемых источников энергии (ВИЭ), энергоэффективности и энергосбережения. По разному можно оценивать эти процессы, есть конкретные успешные внедрения, а есть «достижения» определенных показателей экономии, которые готовятся для отчета и порой искажают понятие энергосбережения.
Проводился семинар в замечательном месте, с точки зрения ВИЭ, в Стрыйском колледже, филиале Львовского Национального Аграрного университета и является частью совместной инициативы ряда львовских организаций по созданию кластера возобновляемой энергии. Семинар проводился в рамках польско-украинского проекта FARADAY (http://www.pl-by-ua.rescluster.eu), который финансируется программой «Польша-Украина-Беларусь».
Содержательный доклад был у директора колледжа, Василия Дмитришина. Стоит отметить, что в настоящее время для существенного увеличения внедрений ВИЭ необходимы знания и понимание необходимости и пользы от таких проектов, что и делает коллектив преподавателей и студентов колледжа. Здесь давно сотрудничают со многими специалистами и общественными организациями в области энергосбережения и ВИЭ, что вылилось в ряд конкретных реализованных проектов.
Большую совместную работу провели для определения потенциала энергоресурсов Стрыйщины. Знают студенты, количество альтернативного топлива может быть использована с местных ресурсов. А это может быть: солома, энергия реки Стрый, энергетические растения, традиционные дрова. И знают, что Стрыйщина имеет постоянную добычу природного газа, который превышает все альтернативные способы, но этот ресурс надо использовать очень рационально.
Для того, чтобы студенты почувствовали реальные эффекты от ВИЭ, в колледже есть ряд мест, где работают установки. Все практические работы по ВИЭ с исследования, изготовления, монтажа систем проводятся в лаборатории энергосбережения и энергоэффективных технологий, которой руководит Надежда Кушней.
Первый солнечный воздушный коллектор изготовлен и установлен здесь два года назад, в феврале 2013 года. В том же году, своими руками создали систему водонагрева от солнца, изготовив плоский коллектор. Имели проблему с баком-аккумулятором – первый вариант (простая бочка) просто «раздулся», поэтому получили отрицательный результат, который стал также ценным в обучении студентов. Затем применили два старые бойлеры, которые восстановили до нормального состояния. Система из двух коллекторов установлена на крыше столовой, уже весной обеспечивает 45% потребностей воды.
Есть в колледже и солнечная электроэнергия — установленная система ночного освещения территории, которая использует светодиодные прожекторы. Изучают студенты действие тепловой помпы, которую изготавливают своими руками. Знают уже и про биодизель, этанол и другое транспортное биотопливо.
Но получают здесь не только знания о генерации. Очень большое значение придают системам экономии. Для кранов холодной воды установлены датчики, которые подают воду только при поднесении рук. В некоторых учебных комнатах установлены «карманы экономии», которые используют карты с чипом. Зайти в помещение можно с карточкой, открыв ею дверной замок. Чтобы включить электричество в комнате – надо вставить карточку в «карман». А при выходе, надо вынуть карточку, что дает возможность автоматически отключить все приборы, чтобы не потреблять лишнюю электроэнергию.
Для экономии электроэнергии, которую генерирует солнечная панель, ночью используют датчики движения, что позволяет аккумуляторам выдавать только несколько процентов накопленной энергии. Освещение территории включается только при том, что кто-то нуждается – попадает под зону действия датчиков движения. Без таких датчиков аккумуляторы «садились» через 3-4 часа постоянной работы.
Присматриваются в колледже и до городского канализационного коллектора, который проходит через их территорию. Использование сбросного тепла этого коллектора может добавить тепла в помещение. Ведь нет средств на утепление зданий и все достижения «экономии» тепла достигаются административными мерам. Этого учебного года сделали «продленные» каникулы – два месяца. Получается, что теперь среднегодовое потребление тепла в колледже ниже 100 кВт/м2*год, а это признак класса «С» по энергетической классификации домов. И это есть украинский временный отчетный показатель «енергоефекивності» — на самом деле заниженное потребление не должно допускаться, ведь нарушаются санитарные нормы. Но для внедрения настоящей термомодернизации зданий нужны большие средства, которые не может найти колледж. Надо ждать изменений в финансировании, чтобы и энергоэффективность здания колледжа стала нормативной – тогда студенты смогут и в этом направлении получить дополнительные знания, которые потом воплотят в следующие проекты в других местах.
Проработал Василий Прусак,
координатор проекта Центр энергосбережения