Мониторинг автомобильного, железнодорожного, водного или авиационного транспорта — задача, которую приходится решать руководителям транспортных компаний и логистических отделов предприятий, работающих в самых разных сферах народного хозяйства. Эффективный контроль городских и междугородних перевозок грузов и людей помогают обеспечивать автономные электронные устройства, взаимодействующие с системами глобальной спутниковой навигации и позиционирования GPS и ГЛОНАСС.
Трекеры скрытно или явно устанавливаются в транспортных средствах и передают информацию об их местоположении.
Принцип работы систем спутникового мониторинга транспорта
Концептуально отслеживание транспортных средств осуществляется следующим образом: Трекер, установленный в автомобиле, получает сигнал от одной или нескольких навигационных систем, не только спутниковых, но и сервисов глобальной беспроводной сети. Для этого устройство должно иметь ГЛОНАСС/GPS/LBS-модули, которые автоматически вычисляют координаты объекта по расположению спутников и ближайших вышек сотовой связи. Телеметрические и другие данные (например, аудиозапись, событие «авария») собираются в памяти трекера. Затем информация в установленные интервалы времени пакетами передается по каналам GPRS через Интернет на телематический сервер со специальным ПО и/или при помощи смс-уведомлений на мобильное устройство собственника.
Система спутникового мониторинга автотранспорта позволяет не только определять текущее местоположение ТС с точностью до 2,5 метров, но и просматривать историю его перемещения, а также выполнять ряд других функций. Так, современные устройства слежения позволяют осуществлять голосовую связь с водителем, вести аудиоконтроль окружающей обстановки, получать уведомления о расходе бензина или об отклонении автомобиля от заданного маршрута. Системы позиционирования GPS и глонасс мониторинг транспорта, возможности которых используются в трекерах, имеют больше сходства, нежели отличий, но нюансы все же есть. Кроме государственной принадлежности, они отличаются: Методами использования радиочастот: в ГЛОНАСС — более защищенный FDMA (принцип «выделенной линии»), но и более ресурсоемкий; в GPS — менее защищенный и устойчивый CDMA (кодированный множественный доступ), но при этом более экономичный. Принципом расположения спутников: российская спутниковая группировка независима от вращения Земли; американская — требует непрерывной синхронизации и корректировки орбиты спутников; отечественная система на текущий момент работает в 3-х плоскостях по 8 спутников, американская — в 6-ти плоскостях по 4 спутника. Все системы имеют также резервные спутники.
Точностью в разных широтах: вследствие более высокой орбиты российских спутников, они обеспечивают большую, нежели GPS, точность в северных широтах, в частности, в зоне расположения стран Скандинавии. Погрешностью сигнала: сегодня в ГЛОНАСС она составляет 3–6 метров, в GPS — 2–4 метра, но это объясняется исключительно недостаточной группировкой отечественных спутников, которая непрерывно наращивается. К середине 2020-х годов ГЛОНАСС планирует снизить погрешность всего до 10-ти см. Все вышесказанное означает, что современная система спутникового мониторинга транспорта должна использовать обе навигационные системы одновременно. Трекеры, работающие как с ГЛОНАСС-, так и с GPS-модулями, позволяют повысить совокупную точность обнаружения объекта (до 1,5–3 метров) и добиться стабильной и качественной работы даже в сложных условиях современных городов с плотной высокой застройкой, которая сильно осложняет прохождение сигналов с навигационных спутников.
Возможности и сферы применения систем GPS/ГЛОНАСС-мониторинга Системы отслеживания чаще всего востребованы следующими типами организаций: Курьерскими и сервисными службами, которым необходимо получать оперативную информацию о местоположении грузов и курьеров. Так, использование трекеров позволяет найти сотрудника, который находится ближе всего к офису клиента. Компаниями, располагающими собственными автопарками, включая логистические компании, таксопарки, службы, регулирующие работу общественного транспорта. Мониторинг транспорта позволяет фиксировать отклонения от пути следования, а также оптимизировать маршруты движения, тем самым снижая расходы на топливо и обеспечивая оперативную доставку грузов. Кроме того, применение устройств слежения бывает необходимо для выявления различных махинаций, в частности хищений бензина и «накручивания» спидометров. А правильное определение «накатанного» километража, в свою очередь, дает возможность сокращать затраты на техосмотры машин.
Широкие функциональные возможности современных средств GPS-мониторинга, такие как: контроль перемещения автомобиля; определение и ограничение скоростного режима; включение зажигания только посредством смс-сообщений; измерение среднего расхода топлива; аудиоконтроль салона машины; блокировка двигателя при выезде за пределы рабочей зоны и др.— — в совокупности обеспечивают потенциал для снижения эксплуатационных расходов и эффективного контроля над пунктуальностью водителей, соблюдением ими маршрута и графика следования. В некоторых случаях применение систем GPS-мониторинга реализует экономию на ГСМ до 30% и снижение простоев транспорта на 20–30%. Наличие тревожной кнопки на многих моделях трекеров позволяет водителю своевременно вызывать помощь, защитив себя и груз от нападения злоумышленников. Наличие функции голосовой связи может существенно снизить расходы на мобильную связь. Обзор рынка оборудования и услуг мониторинга транспорта Мониторинг при помощи систем GPS/ГЛОНАСС включает не только аппаратно-технические решения, но и целый спектр сопутствующих платных и бесплатных услуг, которые предоставляются производителями или продавцами оборудования.
В число наиболее востребованных сервисов входят: монтаж устройств в транспортных средствах клиентов; установка бесплатного программного обеспечения на ПК и мобильные устройства; оперативное обновление ПО; предоставление сим-карт; круглосуточный доступ к системе отслеживания транспорта; техническая поддержка и консультации; бессрочная гарантия на приобретенную продукцию; бесплатная ретрансляция данных и др. Услуги GPS/ГЛОНАСС онлайн-мониторинга транспорта предоставляет более тысячи отечественных компаний. Иностранные поставщики не входят в число лидеров российского рынка. Так, в 2014 году больше всего терминалов на автомобилях было установлено компаниями «ТехноКом» (54 000 оснащенных ТС), «ГалилеоСкай» (48 000), «Омникомм» (32 000) и «СКАУТ» (16 000). Общее число продаж составило 340 000 устройств. Конечно, основными потребителями ГЛОНАСС-оборудования для мониторинга транспорта являются предприятия транспортной отрасли. Но оно также востребовано службами спасения, сельскохозяйственными, коммунальными и охранными предприятиями, страховыми, торговыми и строительными организациями.
Статистика Темпы роста рынка систем GPS-мониторинга несколько замедлились в последние несколько лет. В 2014 году было подключено на 15% меньше устройств, чем в 2013 году. В 2015 году падение продаж продолжилось, однако в связи с увеличением стоимости топлива спрос увеличился. Стоимость решений Цена спутникового мониторинга транспорта ГЛОНАСС/GPS зависит от нескольких факторов: страны-производителя, качества комплектующих, используемых систем навигации и наличия дополнительных функций. Самый доступный по цене вариант — это изделия китайских производителей. Их стоимость стартует от 1000 рублей. Так, популярная модель XEXUN TK-102 обойдется покупателю в 4200 рублей, а более бюджетное устройств TK-103B будет стоить 2500–3500 рублей. Китайские товары неплохо справляются со своей основной задачей — определением местоположения транспортных средств. При этом количество дополнительных функций сведено к минимуму, а стабильность работы, срок службы и условия обслуживания устройств оставляют желать лучшего. Ценители высокого качества и надежности отдают предпочтение продукции европейских производителей. Стоимость таких товаров может превышать 15 000 рублей, однако покупатель за эти деньги приобретает точное и долговечное устройство, изготовленное с использованием самых современных технологий.
Однако у оборудования есть и серьезный функциональный недостаток — зачастую оно не адаптировано к российским условиям эксплуатации. В последние годы активную конкуренцию зарубежным поставщикам составили отечественные производители. Они предлагают потребителям изделия, которые по качеству и функциональным возможностям не уступают европейским, но отличаются более привлекательной ценой и адаптированы к работе в российских условиях. Средняя стоимость такого трекера держится на уровне 5000–7000 рублей. Наиболее популярными и позитивно зарекомендовавшими себя моделями являются АвтоФон SE+ Маяк, StarLine M17, GALILEOSKY v 5.0, ARNAVI-4. Стоимость обслуживания систем GPS-мониторинга автотранспорта определяется тарифным планом мобильного оператора, а также объемом возможностей, которые предоставляются клиенту компанией-поставщиком. Наиболее высокая цена обслуживания у импортных (европейских, американских) устройств. Например, за обслуживание американского изделия Garmin GTU-10 придется платить 50 долларов в год. Если пользователь хочет получить доступ к истории перемещений автомобиля за последние 7 дней, то придется дополнительно вносить 5 долларов ежемесячно. Отечественные и китайские поставщики оказывают услуги на более выгодных условиях.
Компания GlobalSat предлагает бесплатный тариф для клиентов, которым нужно отслеживать до трех транспортных средств. Бесплатное обслуживание предусматривает хранение истории перемещений не более 24-х часов и не включает установку контроля геозон, предоставление отчетов и оперативных смс-оповещений. За возможность отслеживания неограниченного количества авто, доступ к любым отчетам, хранение истории перемещений более 12-ти месяцев и получение оперативных уведомление придется платить от 400 рублей в месяц. Наиболее выгодные условия в настоящее время предлагает компания «АвтоФон». Доступная стоимость устройств мониторинга автотранспорта ГЛОНАСС/GPS/LBS этого производителя сочетается с бесплатным обслуживанием. Пользователям оборудования предоставляется бесплатный доступ к данным телематического сервиса «АвтоФон КСА». Определять местоположение транспортного средства можно через веб-интерфейс или специальное клиентское ПО, установленное на ПК, либо через мобильные приложения для iOS и Android. Абонентская плата отсутствует. Всем клиентам предоставляется услуга «АвтоФон-Реагирование»: специалисты диспетчерского центра бесплатно помогают найти угнанную машину с привлечением органов внутренних дел. Итак, GPS/ГЛОНАСС мониторинг транспорта в Москве — это возможность защитить автомобили от угона, а также обеспечить эффективный контроль за работой сотрудников компании. Использование устройств слежения позволяет оптимизировать маршруты и графики передвижения транспортных средств, а также свести к минимуму хищения топлива и нецелевого использования рабочих машин.