В конце сентября 2009 года стали известны результаты открытого архитектурного конкурса на проект школьной аудитории будущего (2009 Open Architecture Challenge: Design the classroom of the future). Событие было организовано сообществом «Открытая архитектурная сеть» (Open Architecture Network), которое имеет ярко выраженную социальную и экологическую направленность. Для него характерно альтернативное видение заданий и целей архитектуры в отличие от господствующей тенденции к коммерциализации, ориентация на улучшение условий жизни благодаря инновационным и жизнеспособным проектам, не ограниченным жесткими рамками экономически-политических условий. «Открытая архитектурная сеть» является замыслом «Архитектуры для человечества» (Architecture for Humanity) – благотворительной организации, которая занимается поиском архитектурных возможностей в кризисных ситуациях, предлагая проектные решения общественных проблем. В 2006 году Architecture for Humanity получила TED Prize ежегодной конференции Technology Entertainment Design, которая проводится в Калифорнии с 1984 года с целью распространения оригинальных идей в архитектуре, науке, искусстве, политике, культуре, бизнесе, технологиях и развлечениях.
Общая окраска манифестов сообщества указывает, в первую очередь, на обеспокоенность социальными катаклизмами глобального мира. Например, учасников сети волнует тот факт, что сегодня каждый седьмой землянин живет в трущобах, а к 2020 г. так будет жить каждый третий. Цель планетарного масштаба, которую ставят перед собой «революционеры» от архитектуры – достичь улучшения условий жизни 100 млн. жителей трущоб к 2015 году.
«Архитектурная революция» мыслится прагматично, как цепочка важных и стремительных, но осмысленных изменений. Для этого необходимо глубокое переосмысление как внутреннего, так и внешнего пространства, методов их усовершенствования, пристальное внимание к проблемам окружающей среды. Открытая архитектурная сеть позиционирует себя как катализатор таких изменений.
Инициированные сообществом сетевые проекты носят не просто коммуникационный характер, но стремятся к реализации на практике наиболее ценных проектных решений.
Начинаясь с архитектора и его идей, модель коммуникационной цепочки, в конечном итоге, обязательно предполагает рецепиента-заказчика. Согласно этой модели, в процессе передачи архитектурная идея проходит обсуждение другими учасниками сети (профессионалами в сфере инженерии, бизнеса, здравоохранения, экологии и т.д.), таким образом «превращаясь и обогащаясь» перед непосредственным воплощением в жизнь. Возможно, при соблюдении этих условий первоначально утопические проекты действительно смогут найти свое воплощение в действительном мире.
Конкурс на проект школы будущего является традиционным для сети событием, которое повторяется с периодичностью раз в два года. Речь идет о международном конкурсе, возможность участия в котором была открыта как для именитых архитектурных компаний, так и студентов. Согласно данным «Мирового Банка» образование детей по всему миру требует создания к 2015 году 10 млн. новых школьных аудиторий в более чем 100 странах, на данный момент миллионы классов требуют ремонта и обновления. Проектировщики были приглашены к сотрудничеству с учителями и учениками школ разных уровней для создания улучшенного, более безопасного и более «жизнеспособного» (самое повторяющееся манифестирующее слово организации) учебного пространства.
В конкурсе приняли участие более 1000 архитекторов из 65 стран. Проекты оценивала компетентная команда жюри (более 50 человек), среди которых: Мишель Кауфман (Michelle Kaufmann Designs); Рональд Богл (Ronald Bogle, президент и глава «Американского Архитектурного Фонда» (AAF), член директората UNESCO в США); Тошико Мори (Toshiko Mori, профессор Гарвардского университета). Среди основных критериев оценки – инновационность, осуществляемость, устойчивость.
Победителем конкурса, получившим помимо денежного вознаграждения ($5000) содействие при реализации дизайнерского проекта, стала Teton Valley Community School, (арх. Section Eight). Это независимая, некоммерческая школа, расположенная в Викторе, штат Айдахо, США.
Оттолкнувшись от основных ценностей – развития индивидуальности, командной работы и связи с окружающей средой (ученики работают в садах и с животными на фермах) – архитекторы предложили проект из пяти аудиторий, соединенных между собой мостами, которые могут использоваться как художественные студии, научные лаборатории, небольшие библиотеки, сцены для представлений. Кроме того, каждая аудитория представляет собой гибкое пространство, рассчитанное на то, что один учитель может работать с двумя группами учеников. Помещения продолжают друг друга в динамичной взаимосвязи, при этом их функции логично увязаны с ориентацией по сторонам света. С северной стороны находится научная лаборатория, которая может трансформироваться в комнату для занятий по труду, с южной – оранжереи и теплицы со специальными термическими условиями. Каждому классу предоставлено собственное внешнее пространство на улице, но границы, которые отделяют классы, легко преодолимы. Ученики могут самостоятельно моделировать внутреннее пространство, легко трансформируя деревянные панели.
Общими чертами проектов-финалистов конкурса являются использование экологических, прочных и долговечных материалов (дерево, земля, камень), внимание к местной культуре, а также ландшафту, инсоляционным условиям, вентиляции, терморегуляции. Среди них следует упомянуть проект Образовательной корпорации в Боготе, разработанный Arquitectura Justa и Colombia Justified Architecture in a Landscape of Transformation. Проблема расположения школы в неблагополучном районе находит ответ в необычном планировочном решении: класс не изолируется, но становится частью большого организма города. Проект включает террасу с видом на городские пейзажи, которая может быть адаптирована для разных целей, аудиторию-амфитеатр и сад. Урбанистический класс для Rumi School of Excellence в индийском Гидерабаде (арх. IDEO) опирается на нестандартную модель образования, тесно связанную с обществом и микромиром семьи. Архитекторы из Лондона Gifford LLP разработали для сельской местности в Уганде класс, предполагающий эффективное использование дневного света (большие окна, двери, специальные технологии контроля солнечного света, открытый фасад).
Специальная конструкция окон, шерстяные волокна и солома на крыше абсорбируют звуки, чтобы они не отвлекали от учебного процесса. «Солнечная крыша» из белой жести пропускает больше воздуха. Perkins+Will из США предложили «портативную» аудиторию, которая может широко использоваться в США благодаря дешевой гибкой и функциональной конструкции.
Автор: Полина Мошенская
Источник: журнал «АСС»