Освещение магазина
При освещении такого коммерческого объекта как магазин акцент специалиста-светотехника смещен на три уровня: входную группу, фасад и витрину внутри помещения. Вход и фасад, особенно в темное время суток, служат для привлечения внимания потенциальных покупателей. Здесь могут применяться самые разные световые решения: от подсветки подъездных путей и дорожек, до создания целых световых образов.
Весьма удачно для магазина, если его фасад — стеклянная витрина, поскольку за стеклом можно выложить товар и с помощью световых акцентов привлечь к нему внимание. Освещение входа и фасада может, при удачном решении, стать самой эффективной рекламой. А правильно организованный свет внутри магазина в сочетании с качественными витринными маркизами служит для привлечения внимания покупателя уже к конкретному товару.
Здесь задействованы как общее освещение, так и местное, направленное на конкретный товар. Главное при этом, чтобы свет не искажал цвет товара. В частности, это относится к магазинам, торгующим одеждой. В противном случае покупка может быть возвращена спустя несколько минут после того, как покупатель, выйдя из магазина, рассмотрит приобретение при естественном — дневном освещении.
Офисный свет
Офисное освещение ориентировано на рабочее место и служит для создания комфортных условий работы. В этой связи среди задач, предъявляемых к офисному освещению, значатся:
- обеспечение уровня освещенности, достаточного для выполнения зрительной работы;
- обеспечение зрительного комфорта;
- минимизация прямого и отраженного ослепления;
- обеспечение правильного соотношения света и теней.
Также при проектировании освещения в офисах должны предусматриваться:
- распределение освещенности на территории;
- распределение контраста;
- вертикальное распределение освещенности;
- распределение светильников в зависимости от зрительных задач.
Обычно офисное освещение имеет два уровня; общее и местное. Общее создает общий ровный, мягкий свет без бликов. Местное, создаваемое прямым светом, обеспечивает необходимый зрительный комфорт на каждом рабочем месте. И чем большей направленностью обладает свет, тем лучше различаются формы предметов. А чем меньше световые перепады, тем меньше устают глаза.
Наиболее частым решением офисного освещения является сочетание светильников рассеянного света для общего освещения, мини-прожекторов для создания световых акцентов, настенных или встроенных светильников для создания «местного освещения». Достаточно популярны встраиваемые в подвесные потолки растровые светильники, светильники потолочные с рассеивателем и без, и светильники пылевлагозащитные.
А идеальным источником света при этом могут служить стандартные люминесцентные лампы. Рекомендуемые нормы освещения офисных помещений представлены в табл. №2. Рекомендации по выбору источников света в зависимости от типов офисных помещений представлены в табл. №3.
Автор: Глеб Светлов
Источник: Украинский Строительный Каталог (Секреты успешной стройки)