Путешествие в страны Европы – отличная возможность увидеть знаменитые памятники культуры собственными глазами. Богатейшие коллекции живописи и скульптуры, представленные в музеях, дарят незабываемые впечатления. Лицо многих европейских городов создают известные здания, ставшие образцами архитектурных стилей.
Лиссабонский шедевр в стиле мануэлино
На берегу реки Тежу расположено самое красивое здание Лиссабона – монастырь ордена иеронимитов, национальный памятник страны. Португальцы называют его Жеронимуш. Поводом для возведения храма стало открытие морского пути в Индию знаменитым Васко да Гама. По приказу короля дона Мануэля I в 1502 г. было начато строительство монастыря, ставшего шедевром стиля мануэлино и объектом Всемирного наследия.
В оформлении Жеронимуш просматриваются отголоски испанского платереско, поздней готики и мавританского зодчества. Уникальные элементы связаны с эпохой Великих географических открытий. В обрамлении роскошных порталов и окон видны перевитые канаты, орнаменты из заморских растений, кораллов и раковин, фигурки диковинных существ. Внимательный взгляд разглядит плоды артишока, спасавшего моряков от цинги.
Стиль мануэлино встречается только в Португалии и бывших колониях страны.
Величавая готика Кельнского собора
Кафедральный собор Кельна славится, как один из лучших образцов поздней готики. Архитектура средневекового храма, посвященного св. Петру и Деве Марии, поражает изысканностью и легкостью. Заостренные вершины узких башен и ажурных арок устремлены в небо. Вертикали колонн и пилястров подчеркивают высоту звездчатых сводов.
Основанный в 1248 г. зодчим Герхардом фон Риле собор стал одним из 3 самых прекрасных храмов в стиле готики. Роскошный декор из каменных кружев и ажурных орнаментов украшает порталы. Благодаря воздушности строения, создается впечатление, что здание высотой 157 м стремится оторваться от земли. Площадь Кельнского собора составляет восемь с половиной тысяч квадратных метров, высота его башен со шпилями превышает полторы сотни метров, чтобы попасть на верхнюю площадку башен, нужно взобраться по винтовой лестнице, переступив полтысячи ступеней. А соборный колокол «Петр» весит двадцать четыре тонны, вылит он из пушек французской армии, и равных ему нет во всем мире.
Символ Кельна и предмет гордости Германии внесен в список ЮНЕСКО.
Роскошь боз-ар в казино Монте-Карло
Здание знаменитого на весь мир казино стало гордостью Монако. После перестройки, завершенной в 1879 г., оно поражает воображение пышностью и эклектикой, присущей стилю боз-ар. Это неудивительно: автором нового проекта стал Шарль Гарнье, создавший парижскую Гранд-опера. Зодчий смело использовал элементы французского барокко, итальянского ренессанса и даже классицизма.
Ансамбль казино включает оперный театр в красно-золотых тонах, роскошные игровые залы, несколько гостиных, оформленных в индивидуальном стиле. Шик боз-арт заметен в каждой детали: симметрии элементов, мраморной облицовке атриума, картушах, ионических колоннах из оникса, барельефах и лепнине. Мозаичные полотна, скульптуры и фрески дополняют богатый декор.
Казино Монте-Карло восхищает величественностью здания. Главная достопримечательность княжества Монако в своих изящных залах принимает множество гостей из разных стран на покерных турнирах PokerStars, а само здание не раз появлялось в кинофильмах про Джеймса Бонда.
Ар-нуво великого каталонца
Здания, построенные Антонио Гауди в Барселоне, стали олицетворением стиля модерн. Одно из них – Каса Мила в районе Эшампле – дом, созданный из каменных волн. В нем нет привычных углов и прямых линий, это дань природе в городском пространстве. Гауди использовал решения, присущие его личному стилю ар-нуво: асимметричный декор, волнистые линии фасада, металлические «заросли» вместо стандартных балконных решеток, окна, напоминающие ласточкины гнезда в песчаной горе.
Функциональные элементы кровли фантазия зодчего превратила в скульптуры на фоне абстрактного пейзажа. Опоры для межэтажных перекрытий стали стволами деревьев, балконные решетки – переплетением ветвей из металла. Консервативные горожане не сумели оценить шедевр Гауди и прозвали его каменоломней – La Pedrera. Дом, построенный в 1910 г., стал последним завершенным творением великого кудесника Барселоны.
Образец классицизма в Латинском квартале
У одного из самых величественных зданий Франции – знаменитого Пантеона – непростая судьба. Основанный в 1764 г. как храм покровительницы Парижа св. Женевьевы, он строился четверть века. Собор неоднократно менял свое предназначение, но в итоге стал официальным некрополем великих сынов Франции. Талантливый архитектор Жак-Жермен Суффло предпочел помпезности парижского барокко сдержанность классицизма.
Зодчий стремился к величавой простоте античности, идеальным пропорциям. Коринфские колонны греческого портика украшают фасад с треугольным фронтоном. За ним возвышается романский купол, увенчанный фонарем с двойной колоннадой. Такая особенность планировки создала визуальную легкость.
В проекте здание имело форму креста, но церковь настояла на стандарте католической базилики. Горожане не одобрили строгий стиль храма. Они и подумать не могли, что творение Суффло станет знаменитым памятником Парижа.