Статьи        15 апреля 2018        114         0

Могут ли быть тарифы на комуслуги в Украине справедливыми?

Потребители теплоснабжения и электроэнергии находятся в роли «слепых котят». Потребители существуют со своими проблемами, но ничего не видят вокруг, особенно тех изменений, которые бы улучшили их ситуацию и ничего не понимают, а именно, как надо прогнозировать будущие затраты, чтобы иметь уверенность в стабильности будущего. Но эти потребители «слышат». Каждый день появляется масса статей, телевизионных сюжетов (в роли «слепых котят» приходится слушать), «выбросы» информации о возможных изменениях цен и тарифов (ежедневно другие цифры и другие направления изменений). Поэтому нужно искать специалистов, которые имеют предложения, что является взвешеннее и попытаться найти и поддержать те изменения, которые сейчас очень нужны.

Украина сейчас входит в определенную дисгармонию: все страны стараются снижать цены на энергоносители, чтобы быть конкурентоспособными. А в Украине на рынке энергоносителей основное усилие планируют осуществить, и уже внедряют, через повышение тарифов для населения. Но имеем монополизацию и олигархизацию энергорынка, все это видят и говорят. Имеем злоупотребления при формировании тарифов, знаем о завышенные начисления показателей потребления (нет достаточного количества счетчиков), слышим о гигантское вывод средств из энергетики в оффшоры – но из этого не делают выводов властные структуры, что должно стать основным сейчас.

Основными шагами на настоящее время должны быть усилия на создание открытости балансов энергии на всех уровнях, обеспечение четкого учета на всех участках производства энергии, перекрытие путей вывода средств из Украины, нормативно заставить внедрять энергоэффективность монополистов. Тогда надо добиться возможности открытости контроля за качеством предоставляемых услуг и возможностью штрафовать за некачественные показатели. Это касается качества и давления газа у конечного потребителя, температуры горячей воды в кране квартиры и ее качестве, предельных границ напряжения в квартирной электросети, соответствия температуры в помещениях до санитарных норм (правильное теплоснабжения).

Елена Куценко в заметках фейсбука предлагает первоочередность: закрыть возможности манипулирования рынком, уменьшить маржу монополий и поставить счетчики монополистам не только на входе, а на выходе. То же для промышленных предприятий, которые получают дотации. Не лишним будут и уголовные расследования многих схем.

Используя правильные призывы «надо экономить» нас отвлекают от того, что не имеем цифр реального потребления энергии. Некоторые потребители, которые установили счетчики, увидели, что их обманывали на 50-70%. А еще же нет контроля качества энергии – не за кубометры газа надо платить, а за Гкал энергии, которую получаем в трубе перед газовым котлом, что привязывает поставщика к теплотворной способности газа, а не декларирования нормативов.

Всем известны цифры, которые показывают нормативные теплопотери и нормы потребления газа на 1 человека, которые втрое превышают реальные цифры. А когда потребитель начинает разбираться в реальной экономии после вложения денег в изменения, то уже не такие привлекательные цифры получает.

Счетчики у потребителя не является панацеей для уменьшения платежей. Ведь по дороге до потребителя потери энергии доходят до 70-80%. В «Программе устойчивого энергетического развития.Львова до 2020 года», которую выполнено в связи с участием Львова в Соглашении мэров, указанные теплопотери тепло снабженческих организаций: «… от 35 процентов до 43 процентов потерь теплоснабжающих организаций приходится на сжигание газа в котлах и еще 40 процентов на потери тепла в тепловых сетях. Поэтому в первую очередь необходимо улучшать именно эти элементы систем теплоснабжения.» Повышение тарифа автоматически «замораживает» обман потребителя, которому еще дороже надо будет платить за бесхозяйственность монополистов.

Правильными являются слова о том, чтобы сначала государственная машина обеспечила качество и количество услуг, указанных в тарифе, а после этого на основе экономического обоснования поднимала тарифы для населения на энергоносители в соответствии с темпом роста экономики и семейных доходов. Не может быть отстранение государства от аудита энергоактивов, ведь все они проданы за бесценок вместе с сетью покупателей, которые не имеют альтернивності в других поставщиках.

Способы поддержания дотациями семей, которые подают заявление о неплатежеспособности, фактически закрепляют постоянный поток денег налогоплательщиков из бюджета в карманы монополистов-олигархов. Сначала нужен учет, наведение порядка в реальных продажах и тарифах промышленным предприятиям, прозрачный учет и контроль потоков реальных поставок и оплат в жилищно-коммунальные предприятия.

У каждого монополиста, который «сидит» на бывших государственных активах, надо проверить их инвестиционные обязательства и провести оценку налогообложения.

Учитывая, что естественные монополии были проданы как энергоактивы граждан, то теперь граждане не получают «социальной цены», как части своих дивидендов. Потребитель не должен становиться объектом манипулирования в особо крупных размерах.

Записывал Василий Прусак

Добавить комментарий