Статьи        06 ноября 2016        487         0

Кожаный чехол для топора своими руками

Любители исторических реконструкций и туристских походов каждый день носящие с собой топор, знают, насколько важен надежный, безопасный и удобный чехол для топора. Некоторые модели топоров продаются с готовыми чехлами, но, если чехла нет или штатный не устраивает владельца, домашнему мастеру вполне по плечу сделать кожаный футляр своими руками.

Основные требования к чехлу для топора

Опытные владельцы топоров сформулировали основные требования к чехлу для стального друга:

  1. Качество и надежность;

Прочность и срок службы хорошего, удобного чехла должен приближаться к сроку службы топора. Лучше один раз изготовить прочную и долговечную вещь, чем постоянно латать ненадежные поделки. Для этого нужно использовать проверенные материалы и технологии:

  • применяется хромовая кожа хорошей выделки;
  • для повышения водостойкости кожу пропитывают специальными веществами;
  • для шитья используется провощенная нить из волокон льна;
  • каждый шов прошивается дважды, встречным ходом в те же отверстия;
  • латунные заклепки укрепляют соединения в самых напряженных местах.

Чехол для топора делают из хромовой кожи

  1. Жесткость и прочность

Футляр должен защищать владельца от контакта с острым лезвием при любых движениях, начиная с бега и заканчивая незапланированным падением. Кроме того, от должен предохранять и заточенное лезвие топора от встречи с металлическими и каменными предметами, могущими нарушить заточку. Для этого кода берется толщиной от 3 до 5 мм.

  1. Эргономичность.

Подвешенный в чехле топор не должен мешать ходить, пробираться через чащобы, форсировать различные преграды и выполнять работу другими инструментами. Это условие должно выполняться как для легких топориков с длиной рукояти 30см, так и для серьезного инструмента с рукоятью до 65 см. Чтобы топор не создавал помех движению человека, его подвешивают на ремень обухом по ходу, с небольшим уклоном назад. Рукоять при этом отводится назад, напоминая положение шашки или другого полноразмерного холодного оружия. В движении она не бьется о бедро или колено, не задевает траву и ветки деревьев и кустарников. П=Такое положение рукояти не мешает нагнуться или присесть.

  1. Удобство.

Чехол должен быть удобным в использовании. Он должен позволять открывать его и извлекать инструмент одной рукой, не глядя и не снимая перчаток или рукавиц в холодное время года. Не менее важна возможность легко и без дополнительных движений убрать топор в чехол и застегнуть его, когда надобность в инструменте миновала.

Технология и этапы изготовления чехла из кожи

Как сделать чехол на топор из кожи своими руками? Технологии, которые будут использоваться при изготовлении чехла- это кройка, склейка, шитье и постановка заклепок. Изготовление разбивается на следующие основные этапы:

  • подготовка инструментов, принадлежностей и материалов;
  • построение чертежа деталей изделия;
  • изготовление тела футляра;
  • изготовление клиньев для расширения лезвия;
  • сшивание деталей вместе, установка заклепок и кнопок.

Для изготовления требуется навык перечисленных работ на начальном или среднем уровне.

Инструменты и материалы

Для изготовления прочного, удобного и надежного кожаного чехла потребуются следующие материалы:

  • хромовая кожа, площадь куска должна позволить уложить на нем топор не менее 4 раз;
  • несколько заклепок;
  • клей быстросхватывающий эластичный, например, Момент;
  • обувная кнопка;
  • дратва льняная, провощенная.

Для изготовления чехла для топора понадобиться хромовая кожа

Понадобятся также такие инструменты, как:

  • мощные ножницы или сапожный нож;
  • карандаш или маркер для разметки заготовок;
  • просечка (можно заменить дрелью);
  • ручной слесарный инструмент, тиски;
  • сапожная игла;
  • измерительный и чертежный инструмент (линейка, циркуль, угольник).

Для работы следует подготовить ровное и чистое, хорошо освещенное рабочее место.

Чертежи

Чертеж, или выкройка заготовки, строится достаточно просто. с припуском в 15-20 мм с каждой стороны к углу куска кожи прикладывается топор. Он обводится по контуру карандашом или маркером. Далее, не отрыва обуха от кожи, топор перекатывают вокруг обуха на другую строну лезвия и снова обводят. Клинья для утолщенной части лезвия вырезают ровными полосками, равными по ширине припуску, в количестве 3-4 для каждой стороны, в зависимости от толщины обуха. Первый клин делают Г-образным, он должен огибать лезвие снизу и спереди.

С одной стороны, на чехле намечают место для пришивания лямки, за которую топор будет подвешиваться на ремень. Лямка должна быть высотой, равной ширине ремня плюс припуск в 1-2 мм. Ремень должен входить в лямку плотно, с усилием, так, чтобы топор не болтался и не перекашивался. Длина лямки- 4-6 см, в зависимости от размеров и веса топора. При небольшом весе топора можно обойтись двумя параллельными вертикальными прорезями под ремень. Прорези или место для пришивания лямки размечают с тем расчетом, чтобы топор висел на ремне лезвием вперед, а рукоять немного отклонялась назад, под углом 10-15о.

Последняя деталь- это ремешок, на который будет застегиваться чехол он имеет размеры 20*3 см. Также следует разметить места для заклепок: две по углам лезвия, две в месте перехода лезвия с обухом, там, где заканчиваются нижние и верхние клинья. При большом весе топора заклепками укрепляют и лямку, в начале и конце каждого шва.

Изготовление футляра для топора

Основная часть футляра вырезается сапожным ножом или ножницами по металлу в соответствии с чертежом. Особое внимание нужно уделять тщательности вырезания поворотов и углов, чтобы не повредить кожу на ответственных участках.

При использовании сапожного ножа кожу нужно положить на ровное и устойчивое основание из дерева, фанеры или ДСП.

Нож следует вести с ровным и постоянным нажимом, прорезая коду с первого прохода. При повторных проходах нужно уделять особое снимание тому, чтобы лезвие не уклонилось в сторону.

Изготавливаем клинья под расширение лезвия

Клинья вырезаются так же, как и футляр. Их поверхность следует обезжирить и зачистить тонкой шкуркой для лучшего контакта при склеивании. Клинья следует смазать клеем и плотно прижать к Г-образному главному клину и далее друг к другу, соблюдая время, указанное в руководстве пользователя клея.

После высыхания клинья обрабатывают напильником и наждачной бумагой так, чтобы их торцевые поверхности образовали единую плоскость.

Этапы пошива чехла

Сначала пришивается лямка для подвешивания. Шов проходится в одну сторону, потом следует вернуться обратно по тем же отверстиям для увеличения его прочности. В случае большого веса топора края шва фиксируются заклепками.

Следующий этап- пришивание ремешка. Он должен охватывать топор сверху и надежно фиксировать его в чехле. В месте крепления нужно сделать по меньшей мере два шва.

Теперь можно приступать к сборке футляра. Для этого в заготовку вкладывается топор и склеенные вместе клинья, она оборачивается вокруг лезвия так, чтобы ее концы сошлись вместе. Их лучше зафиксировать по месту парой ручных струбцин. Теперь топор можно аккуратно вынуть так, чтобы не сдвинуть с места части футляра, и начинать шить основной шов. Когда шов подойдет к струбцинке, ее следует переставить на уже прошитое место.

Готовый чехол для топора

После завершения двойного шва струбцины можно снять окончательно.

Наступает время заклепок. Отверстия под них нужно просечь пробойником или высверлить дрелью. При этом надо внимательно следить за тем, чтобы не повредить шов.

Последним этапом ставятся части кнопки на ремешок и на чехол.

После пропитки защитными составами- льняным маслом, воском или специальными водоотталкивающими средствами чехол готов к использованию.

Добавить комментарий

Свежие записи