Сегодня производство самоклеящихся этикеток — мегавостребованная типографская услуга. Тиражи этой продукции достигают миллионов экземпляров, можно сказать, что это один из основных видов полиграфии для бизнеса. По состоянию на 2014 год мировое производство наклеек составило 36,6 млрд м² в год, причем ежегодный темп прироста был равен 6—7 %.
На сегодня общее количество этикеток перевалило за 50 млрд м² в год, и динамика роста не спадает.
Кстати, доля самоклеящихся видов — 55 %.
Сфера применения этикеток на клеящей основе очень широка. Их размещают на упаковке продуктов питания, алкоголя, фармацевтической продукции, одежды/обуви, бытовой химии/парфюмерии, промышленных товаров.
Преимущества изделий:
- удобное нанесение на поверхность товара или упаковки — достаточно приложить этикетку клеевой стороной;
- дизайнерское многообразие — современные технологии и оборудование печатают красочные изображения разной формы/размера;
- доступность — стоимость продукции выше, чем из простой бумаги однако отсутствуют дополнительные расходы (на клей, например), возможна печать крупными партиями.
В любом супермаркете можно встретить сотни товаров с самоклеящимися этикетками
Из чего состоит этикетка?
Она имеет многослойную структуру. В ее составе — четыре базовых компонента:
- Поверхностный слой — картон, бумага разных видов (в том числе и мелованная), фольга, синтетическая пленка.
- Слой силикона.
- Бумажная основа.
- Клеевая основа.
Для товаров с длительным сроком хранения используется перманентный клей. Для неровной/пористой поверхности подойдет суперперманентный клей. Он прилипает мгновенно, обеспечивает хорошую адгезию. Чтобы этикетку можно было отклеить в любой момент без следов и повреждений, применяют съемный клей. Существуют спецсоставы для «сложных» поверхностей: текстиля, замороженных продуктов и пр.
Материалы для самоклеящихся этикеток поставляются в рулонах или листах. Наносить изображения на них можно любым методом печати.
Готовые рулоны этикеток
Размер и форма
В России существует ГОСТ, в котором указаны стандартные размеры этикеток в мм: 30х19; 37х25; 43х25 мм; 45х40 мм и так далее. Их соблюдение — необязательное условие. Если вы хотите сделать свой продукт уникальным, обеспечить соответствие наклеек форме изделия, выделить товар из ряда схожих, заказывайте тираж по индивидуальному эскизу.
Этикетки могут быть квадратными, прямоугольными, овальными, круглыми, асимметричными. Их дизайн должен выражать информационный посыл, привлекать внимание покупателя, мотивировать его к действию — покупке.
Согласно ФЗ РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. №2300-1, на этикетке должна присутствовать такая информация:
- наименование продукции;
- сведения о составе/основных свойствах;
- срок службы/годности;
- условия хранения;
- дополнительные сведения, в зависимости от специфики товара.
Текст этикетки — лицо производителя продукции. Нельзя допускать подобных казусов
Производственный процесс
Производство самоклеящихся этикеток выглядит так: в типографском цеху на подготовленное основание наносится клеевой раствор, на нем размещается материал, который легко отделяется от клея (например, вощеная бумага). Дальше происходит печать и вырубка по форме.
Если стоит задача изготовление самоклеющихся этикеток нестандартных форм, используется технология ротационной высечки. Для этого нужны специальные высечные ножи, которые формируют контур. Их выбирают, учитывая тип материала (маркировку, толщину слоев, производителя).
Фигурные этикетки на бутылках смотрятся интересно и неизбито
Способы печати
Выбор способа печати зависит от цветности, специфики изображения, тиража, материалов и прочих факторов. Популярные технологии печати:
- Цифровая. Не требует подготовительного этапа, поэтому экономически целесообразна при небольших тиражах, но при увеличении объема заказа себестоимость почти не снизится.
- Флексография. Выбор этой технологии для производства самоклеящихся этикеток обоснован низкой ценой при больших тиражах — от 50 000 штук. Процесс предусматривает печать на клише, изготовленных под заказ. Краска с оттиска переносится на рабочую поверхность под давлением. Технология подходит для работы с различными материалами, изображение получается ярким и качественным.
Кстати, подробнее о флексопечати этикеток можно почитать в нашей статье.
- Термотрансферная печать. Выгодна при небольших тиражах — от 1 000 единиц. Для нее нужен специальный принтер. Можно работать с картоном, текстилем, бумагой, синтетическими материалами. Этикетка устойчива к УФ-излучению, температурным колебаниям.
- Офсет. Подходит для печати на картоне и бумаге. Печатная форма создается отдельно для каждого печатного макета.
- Термопечать.Схожа с термотрансферной, но дает менее качественный результат. Подходит для маркировки продуктов с непродолжительным сроком хранения — около 3—4 месяцев.
- Горячее тиснение. Идеально для дизайнерского оформления этикеток. Изображение переносится с клише на рабочую поверхность под давлением при соблюдении определенного температурного режима. Доступна печать на ткани, пленке, коже с использование голографических и металлизированных красителей. Срок печати определяется сложностью макета, объемом заказа и другими параметрами. Среднее время выполнения заказа — от 24 часов. Доступны экспресс-услуги, когда фактор времени критически важен.