Специфика развития рынка (фото идеи ландшафтного дизайна)
В Украине огромную роль в становлении ландшафтного дизайна или, как еще говорят, ландшафтной архитектуры, сыграл зарубежный опыт. Это сравнительно новое направление пришло к нам с Запада. Правда, если там ландшафтный дизайн уже много лет подается как искусство, то в нашей стране оно только начинает зарождаться из прошлого — садово-паркового озеленения, которое до недавнего времени сводилось к благоустройству дачных участков и городской среды. Поэтому сегодняшнее развитие рынка ландшафтного дизайна в Украине сопровождается рядом проблем, присущих любому развивающемуся бизнесу.
Самая наболевшая — низкий уровень профессионализма многих участников рынка. В докризисный период этот рынок развивался достаточно активно, количество людей и фирм, предлагающих свои услуги по ландшафтному дизайну, росло в геометрической прогрессии. При этом львиная доля таких участников рынка — слушатели специальных «экспресс-курсов», получившие за очень короткий срок только представление о ландшафтном дизайне, а не глубокие знания. Ведь, как отмечают специалисты ведущих компаний, ландшафтный дизайн — не просто озеленение участка. Прежде всего он предусматривает комплексное благоустройство, где все многообразие используемых элементов должно быть единой композицией. Настоящий ландшафтный дизайн — это философия, отражение индивидуальности владельца, картина, нарисованная посредством природы. На практике это предполагает серьезный подход не только к выбору и посадке растений, но и к мощению дорожек, созданию и оформлению газона, цветников, водоемов и т. д. Грамотно организовать ландшафтный дизайн на конкретно взятом участке практически невозможно без знаний в области строительства, геологии, топографии.
Актуален для украинского рынка и вопрос о разработке нормативов и стандартов работы. В отличие от других сфер, оценить качество услуг ландшафтного дизайнера достаточно сложно. К примеру, если каменщик сделал неровную стену, это можно определить с помощью отвеса; если криво уложен фундамент, это также очевидно. Но как оценить, правильно уложили газон или нет? Если не приживутся деревья на участке, как выяснить причину — дело в заморозках, неправильном уходе или ошибке специалиста?
Чтобы не попасть в руки дилетантов, профессионалы советуют потенциальным заказчикам в первую очередь обращать внимание на успешный опыт и потенциал компании. Комплексный подход, как показывает опыт возведения качественных «успешных» объектов, — один из гарантов отсутствия проблем в последующей его эксплуатации. Это же касается и ландшафтного дизайна. Следовательно при выборе компании, оказывающей такие услуги, правильнее отдать предпочтение той, которая предлагает именно системный подход.
Тенденции настоящего (идеи ландшафтного дизайна)
В последние пару лет рынок несколько замедлил темпы роста: сказалась общеэкономическая нестабильность в стране. Как отмечают специалисты, сейчас предложение заметно превышает спрос, усиливая конкуренцию между компаниями, предлагающими свои услуги. Но в то же время очень динамично расширяется ассортимент сопутствующих ландшафту товаров: скульптуры, кованые изделия, садовая мебель и инвентарь, поделочные камни, керамика, — одним словом, то, что может пригодиться при создании сада. В Украине также достаточно развит рынок растений, которые в большом количестве предлагают как крупные, так и мелкие частные питомники. Другими словами, у дизайнеров есть масса возможностей качественно реализовывать свои проекты в разных ценовых категориях.
Одна из особенностей рынка — его постепенная специализация. Несмотря на то что большинство участников рынка стараются предоставить широкий профиль услуг, некоторые делают упор на озеленение и благоустройство коттеджей, другие — на создание гольф-полей, третьи — на озеленение крыш или создание вертикальных садов.
Если говорить о структуре рынка, то большая его часть сосредоточена в столичном регионе и его пригородах, где даже в кризисный период велось строительство коттеджных поселков. И их владельцы стремятся обустроить территорию цивилизованным образом, обращаясь к ландшафтным дизайнерам.
Кроме частных заказов, спрос на ландшафтный дизайн поддерживают и корпорации, заказывая озеленение прилегающих к офисам, и промышленным предприятиям территорий, а также органы государственной власти (озеленение улиц, парков, площадей и т. д.).
Нужно также отметить, что с каждым годом заказчики становятся более информированными — они следят за новыми тенденциями в ландшафтном дизайне, читают специализированные журналы и посещают специализированные выставки. Поэтому особенно требовательны к долговечности и устойчивости объектов в ландшафте, к тому же стремятся получить от ландшафтного дизайна максимальную многогранность и неповторимость своего участка.
Неизбежный процесс в развитии ландшафтного рынка сегодня — появление и применение на практике качественно новых и эффективных материалов.
Тенденции будущего
По словам экспертов, в 2011 году развитие украинского рынка ландшафтного дизайна будет сопровождаться оптимизацией старого, усовершенствованием нового и созданием неповторимого, креативного подхода к благоустройству. Будут уместны эксперименты с новыми материалами и решениями: формами, цветами, дендрокомпонентами, фитокомпонентами.
Большинство операторов уверены, что ближайший год станет периодом восстановления прежних объемов отрасли. При этом больше внимания будет уделяться качеству. И хотя доминирующей тенденцией останется вопрос стоимости ландшафтного комплекса «под ключ», новые идеи, материалы и более высокое качество услуг станут приоритетными для заказчиков…
О рыночной ситуации
Татьяна Школа,
директор Центра ландшафтных услуг НОВЫЙ СТИЛЬ
В настоящее время украинский рынок ландшафтного дизайна находится в процессе становления. С каждым годом все больше наших соотечественников интересуются ландшафтными услугами. Причем если еще десять лет назад это были в основном состоятельные люди, то в последние годы клиентами ландшафтных компаний все чаще становились представители так называемого среднего класса.
В докризисный период этот рынок был весьма привлекательным, поэтому появилось много фирм, предлагающих свои услуги. Но уровень профессионализма большинства из них остается пока очень низким. Поэтому потенциальным заказчикам я посоветовала бы не искать, в какой фирме выполнят работу подешевле, а ориентироваться на опыт работы компании, компетентность и профессионализм ее директора и дизайнеров. Естественно, квалифицированная работа должна соответственно оплачиваться.
Хотелось бы, чтобы каждый занимался своим делом: строители — возведением дома, а не альпийской горки, отделочники — отделкой, а не посевом газона, а ландшафтные дизайнеры — благоустройством. И, думаю, в ближайшем будущем украинский рынок к этому придет. На мой взгляд, спрос на ландшафтный дизайн в 2011 году будет выше, чем в последние два года.
О применяемых материалах
Анна Журба,
директор компании ЕВРОИЗОЛ ГЕОСИНТЕТИКС
Ландшафтный дизайн в каждом регионе Украины имеет свою специфику, которая в комплексе с экономическими и политическими факторами влияет на развитие рынка. Количество предложений в настоящее время значительно превышает спрос: сказывается интенсивное развитие отрасли в докризисные времена. Тем не менее с рынка ушло не так уж много игроков.
Активно сфера ландшафтного дизайна осваивает новые материалы и технологии. К примеру, использование геосинтетических материалов — неотъемлемая аксиома успешных компаний по озеленению.
Если анализировать тенденции рынка в 2010 году, можно отметить, что заметно изменилось художественное виденье ландшафта как комплекса инженерных и художественных решений. Выросли требования к долговечности и устойчивости объектов в ландшафте. Неизбежность такого интенсивного развития понятна — территориально уменьшается участок, а многогранность и неповторимость стали ключевыми требованиями.
Развиваются также новые элементы дизайна и пути их воплощения в жизнь. Особое значение приобрели качественно новые водные сооружения с применением геомембран типа Xavan® и Geosvit. Более популярным становится вертикальное озеленение с использованием специальных емкостей GrenVista® и объемные композиции во дворе и доме с применением материала Enkamat®. Интерес проявляется и к озеленению крыш («зеленые» кровли), где дренаж выполнен из геосинтетических материалов Изолит и Typar® SF и т. д.
Главная тенденция украинского рынка ландшафтного дизайна сегодня — рост потребительской культуры. Поэтому ведущие игроки рынка ландшафтного дизайна — это те компании, которые идут в ногу с развитием новых технологий в строительстве сада.
О «живых» стенах
Сергей Степанченко,
директор компании ГРИНТЕК ЗЕЛЕНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (Киев)
Говоря о рынке услуг по озеленению, стоит отметить большой интерес украинских заказчиков к «живым» стенам. Естественная красота кусочка живой природы гармонизирует атмосферу любого помещения и оказывает позитивное воздействие на эмоциональное и физическое состояние людей. А в связи с постоянным развитием городов острой нехваткой свежего воздуха будет возрастать роль «живых стен» как натурального «биофильтра».
Кроме того, «живые стены» удачно вписываются в концепцию «экодома», где все выполнено из натуральных материалов. Очень перспективна, на мой взгляд, технология «живых стен» может быть на многих объектах, связанных с подготовкой к ЕВРО-2012 — вестибюли отелей, рестораны, бутики, аэропорты, вокзалы… Во время проведения чемпионата в Украину приедет много иностранцев, привыкших к таким вещам у себя на родине.
Наша компания занимается изготовлением и обслуживанием систем вертикального озеленения интерьеров «живая стена» по эксклюзивной технологии. У нас есть ряд успешно реализованных проектов в офисах банков, крупных корпораций и в частных домах.
О «зеленых» крышах
Александр Гайдай,
директор ООО ДОРКЕН ДЕЛЬТА УКРАИНА
Сейчас на украинском рынке немало ландшафтных фирм, не выдерживающих конкуренции «на земле», а потому желающих осваивать кровельное пространство. Как правило, такие компании предлагают самую простую систему озеленения, построенную на применении обычных текстилей и дренажных матов. Причем зачастую в целях экономии такие компании используют некачественные материалы. Поэтому правильнее отдавать предпочтение той компании, которая использует проверенную технологию озеленения кровель с многолетней историей и уже имеет ряд выполненных проектов в Украине. Желание заказчика иметь «зеленую» крышу успешно воплощается в реальность только тогда, когда эту работу выполняют опытный специалист в области ландшафтной архитектуры и дендрологии и квалифицированная монтажная и сервисная группа.
Хотя озеленение крыш в Украине пока не стало, как в европейских странах, привычным явлением, определенный интерес к этому есть. Во многом это объясняется тем, что подобное устройство крыш выгодно и в коммерческом аспекте, и в эстетическом, и главное — с точки зрения экологии.
Автор: Татьяна Сергиенко
Источник: Ландшафт. дизайн