Транспортное средство, перевозивший пассажиров в 1950-х годах и двигался за счет кинетической силы энергии маховика, называли гіробусом (жиробусом).
Маховик раскручивался до максимальной частоты на зарядной станции. Потом этот маховик приводил в движение электрогенератор, который подавал энергию на тяговые электродвигатели. Кинетической энергии маховика хватало на 10 км, а гіробус разгонялся до 60 км/час. Тормоза использовались электрические, что давало возможность вырабатывать электроэнергию во время торможения и увеличивать продолжительность езды. Заправка продолжалась до 3 минут от электросети 380 В.
Первые електрогіробуси использовались на линиях Бельгии и Швейцарии, а разработан был фирмой Эрликон (Oerlikon) в 1940-х годах как альтернатива троллейбусам на тех маршрутах, где было нецелесообразным установление контактной сети.
После демонстрационных поездок в 1950 году, началась коммерческая эксплуатация гіробуса. Но через ограниченный пассажиропоток работа на первом маршруте была прекращена в 1960 году из-за убыточности.
В Конго работало 12 гіробусів в 1955-1956 годах, которые обслуживали 4 маршруты. Зарядные станции были установлены через каждые 2 км.
Еще одна линия работала в Бельгии в 1959 году. Закрыли линию из-за того, что гіробус потреблял слишком много энергии по сравнению с трамваем, который перевозил в несколько раз больше пассажиров. Потребление гіробуса было 2,9 кВт*ч/км, а трамвая 2-2,4 кВт*ч/км.
Не гиробусы были легкими в управлении – маховик имеет свойство гироскопа (старается сохранить неизменным положение в пространстве). Для перевозки 20 человек на расстояние 20 км нужно иметь маховик массой 3 тонны, который надо раскрутить до скорости 3000 оборотов в минуту (скорость края маховика доходит до 900 км/ч).
Существенным преимуществом гіробуса является экологичность, отсутствие контактной электросети при езде на электродвигателях и возможность менять сеть маршрутов, чего не могут делать подобные им троллейбусы.