Домашний свет
Освещение интерьера жилища нужно не только для того, чтобы легко ориентироваться в помещении в темное время суток. Интуитивно мы стараемся оперировать светом, когда хотим создать в доме определенную атмосферу. Например, не раздумывая, зажигаем свечи, чтобы окутать комнату ореолом романтики, тайны. Или включаем свет на полную мощность, когда требуется деловой настрой и полная концентрация.
При этом, найти торшер «в стиль» гораздо проще, нежели источник света, а точнее — лампочку. Разные лампы обеспечивают различные цветопередачу, яркость и интенсивность света. Отличаются они и по цене, и по экономичности. И отправлять на свалку старую добрую лампу накаливания еще рано: хотя по цене она недорога, но в то же время недолговечна, она дает приятный, мягкий, не раздражающий глаза свет.
Общее освещение в интерьере помещения может быть организовано источниками отраженного или рассеянного света. В первом случае эту задачу могут решить светильники, скрытые, например, в нише многоуровневого потолка. Во втором — с задачей вполне могут справиться и люстры, и светильники, расположенные на одном уровне. В случае с общим освещением применяются обычно и лампы накаливания, и люминесцентные.
С помощью освещения можно изменять саму планировку и конфигурацию помещения. Если, например, равномерно подсветить стены, то комната визуально расширится, станет просторнее. Прямоугольную комнату можно сделать оптически квадратной, для чего в дополнение к монотонной подсветке трех стен делается выраженный световой акцент на удаленную четвертую стену.
Раздвинуть пространство можно и по-другому — подсветив нижние углы комнаты, а сузить — направив свет в ее верхние углы. Низкий потолок не будет «давить», если не увлекаться громоздкими люстрами, перегруженными декоративными деталями. Его можно даже зрительно поднять, используя светлые холодные тона и тонкие блестящие текстуры.
Причем, при определенной форме и расположении светового пятна, потолок может приобрести иллюзорный уклон и навевать ощущение мансарды. С помощью света потолок также можно отделять от стен и заставлять его «парить» над комнатой. Эффект парения достигается и с помощью равномерной подсветки напольными или закарнизными светильниками. Впрочем, такая панорамная подсветка хорошо работает только с идеально ровной поверхностью потолка.
В противном случае все, даже самые мелкие, дефекты проявятся с удвоенной силой, как под увеличительным стеклом. Точно также свет вступает во взаимодействие с предметами интерьера, то «растворяя» их контуры, то, наоборот, подчеркивая, делая более контрастными. Преломляясь особым образом, он меняет их облик, создает новые, отличные от дневных, образы.
Свет может приблизить предмет, вытащив его из дальнего угла, или отодвинуть в глубину, в тень. Попадая в фокус ночного освещения, старомодный диван теряет возраст и обретает новый стиль, а к выцветшим шторам возвращается сочность и глубина изначальной расцветки. Свет играет с зеркалами, и «раскрывая» стены, создает в замкнутом пространстве интерьера вторую реальность.
Но осторожно! Он может сыграть злую шутку с теми, кто не знает простого правила: не следует располагать источники света по бокам от зеркала. Удваиваясь в зеркале, лучи бьют в глаза, подчеркивают недостатки кожи и погрешности макияжа. Гораздо разумнее поместить светильник над зеркалом — пусть лучше свет льстит внешности и добавляет уверенности тому, кто в него заглянет.
Одно из самых актуальных направлений светового дизайна — использование нескольких больших напольных светильников, изливающих мягкий, спокойный свет. Из них выстраивают разнообразные композиции, образуют островки и линии освещенности. Они могут располагаться в углу комнаты, тянуться вдоль стены или делить ее зоны.
Среди наиболее интересных идей в области светового дизайна — использование в жилом интерьере световых эффектов, например, эффекта «звездного неба». Для этого используется целая система, состоящая из световодов с разной толщиной волокон, проектора и светофильтра. За счет нагревания прибора диск светофильтра медленно вращается, а проецируемое на потолок «звездное небо» плавно изменяет цвет.
Создавая в интерьере с помощью света всевозможные мизансцены, следует помнить, что различные источники света вызывают различные эмоции. Важным регулятором настроения является состав излучаемого спектра. Чем выше температура накаливания и больше в спектре голубой составляющей, тем более четко глаз воспринимает окружающие предметы.
Такой же зрительный эффект дают флуоресцентные лампы. Зато низкотемпературные источники света действуют с точностью до наоборот — они не позволяют глазу быстро фокусировать изображение, «размывая» контуры предметов. Поэтому, для создания теплой, расслабляющей атмосферы следует использовать низкотемпературные источники света, а бодрый, деловой настрой создается высокотемпературными лампами.
Сотворить яркую, праздничную атмосферу помогут флуоресцентные лампы, а натриевые газовые, наоборот, внесут некоторое ощущение тревоги. Вообще, если к вопросу освещения дома подходить грамотно и вдумчиво, то в первую очередь нужно решить для себя, какие именно эмоции хотелось бы испытывать в той или иной комнате, и только после этого определять, где, как и какие источники света должны использоваться.
Впрочем, даже в пределах одного помещения можно устроить комбинированное освещение и, оперируя его различными вариантами, по желанию менять свое эмоциональное состояние. В то же время стоит учитывать, что по классическим законам композиции, например, яркое световое пятно необычного цвета должно быть в интерьере одно, причем не каждый цвет можно бездумно использовать в той или иной функциональной зоне жилища.
Очень красив и необычен глубокий фиолетовый свет — психологи считают, что он способствует творческим настроениям. И практически универсален зеленый. Он и умиротворяет, и располагает к общению, поэтому отлично подойдет для гостиной или кабинета. А зеленый ночник в спальне способствует глубокому, спокойному сну.
Еще свет можно использовать как средство антидепрессивной терапии, в которой большинство из нас нуждается зимой при дефиците дневного света. Рецепт прост и абсолютно доступен: наиболее мощный источник должен излучать белый свет, а дополнительные светильники (бра, торшеры) — желтый. И никаких люминесцентных ламп и красно-синих подсветок!
Автор: Глеб Светлов
Источник: Украинский Строительный Каталог (Секреты успешной стройки)