Термин «энергетическая бедность домохозяйства» означает неспособность хозяев зданий поддерживать комфортную температуру в комнатах, отсутствие в них энергии для приготовления пищи. Оценкой такого состояния является определение процента доходов семьи для оплаты энергетических затрат. Европейские и международные организации, которые занимаются бедностью, определяют уровень энергетической бедности на уровне 10%.
Домохозяйство может оказаться за чертой бедности из-за трех факторов:
— низкий уровень доходов;
— низкая энергоэффективность;
— высокие тарифы и цены на энергию.
Термоэффективность дома напрямую влияет на сумму платы за отопление: в не утепленном доме жильцы платят больше и имеют больший риск оказаться за чертой энергетической бедности. Опасностью является и то, что низкие доходы не будут давать возможности применить утепление или термомодернизацию. И в дальнейшем будут вынуждены переплачивать лишние деньги.
Нерациональное использование энергии является опасной привычкой, которую навязала система социальной помощи и заниженных социальных тарифов.
В Украине большая часть населения испытывает высокий груз от платы за жилищно-коммунальные услуги. В 2011 году 5,5% домохозяйств заплатили более 10% только на отопление.
Среднемесячные расходы домохозяйств в 2011 году составляли следующие суммы: 314 грн за услуги ЖКХ (9,0% от дохода); 138 грн на отопление (3,4%); 77 грн на поставку газа (2,3%); 55 грн за горячую воду (1,2%); 26 грн за холодную воду (0,7%); 18 грн за канализацию (0,5%). Источник: USAID.
Часть населения стоит на пороге энергетической бедности через следующее: низкие доходы и низкую энергетическую эффективность (отсутствие тепловой изоляции зданий и регулирования потребления).
Когда средств на оплату энергоносителей не хватает, сокращается потребление энергии и снижается уровень жизни. Жители прибегают к обогрева отдельных комнат, или греются в определенные часы. Это ухудшение состояния здоровья. Риски возникают и через чрезмерную влажность и появление грибка и плесени. Может возникнуть вопрос: «есть или обогревать».
Современная политика соцзащиты имеет недостатки. Льготами охвачено практически все население Украины. Льготами по оплате ЖКХ охвачено более 22% населения. В 2012 году субсидии получало 8% населения. А еще, практически все население страны пользуется льготами, заложенными в заниженных ценах газа и электроэнергии.
В 2011 году на финансовую поддержку потребителей энергетических услуг из бюджета выделено около 100 млрд грн. (свыше 2000 грн на каждого украинца). В основном, 80 млрд грн., это возмещение разницы между реальными и фактическими ценами на газ и услуги теплоснабжения.
Недостатки этой политики привели к тому, что является низкой адресность помощи, что приводит помощь в руки небедных. Условия льгот по газу приводят к тому, что появляется не учтен газ, до 2 млрд грн. ежегодно, который продается по коммерческой цене.
При реформе энергорынка Украины должно быть обеспечено соответствие социальной и тарифной политики: увеличение адресной помощи, нужен проект Социального плана действий по защите уязвимых групп потребителей, консультации с заинтересованными сторонами в рамках социальных рабочих групп.
Из публикации «Украина на грани энергетической бедности: как защитить уязвимые социальные группы»
Международный центр перспективных исследований, 2013