Эдуард Стыгарь, продакт-менеджер ТГ ”Электроустановочные изделия” ГК ЭЛОТЕК
– Выбор электрофурнитуры, который мы имели ещё несколько лет назад, не идет ни в какое сравнение с тем выбором, который есть сейчас на украинском рынке.
Ассортимент выключателей и розеток впечатляет не только количеством, но также качественным и функциональным многообразием.
Специфика нашего рынка все еще в том, что огромную долю в нем занимает нижний ценовой сегмент. Это связано с тем, что дешёвая продукция используется на рынке первичного строительства. Ещё это связано с тем, что потребитель, к сожалению, еще не преодолел заблуждения, которое можно назвать ”менталитетным эффектом стартовой цены”. Он все еще верит, что дешевое может быть не хуже дорогого, нужно лишь хорошо поискать. Но имеется и тенденция, что цена перестала быть единственным и решающим критерием выбора. О том, что потребитель стал более разборчив и взыскателен, говорит хотя бы такой факт: из двух изделий сопоставимой стоимости покупатель выбирает более надежное и технологичное. Более того, он уже знаком с некоторыми брендами, и такая продукция является для него своеобразным гарантом качества.
Комплект дешевой фурнитуры может стоить около 6-7 грн. Нет, есть, конечно, и еще более дешевый ”ширпотреб”, продающийся на рынках мешками. Но он используется для того, чтобы как-либо закрыть отверстие в стене, его функциональные возможности минимальны. Как правило, эта фурнитура живет недолго, чаще всего — заменяется сразу по въезду новосела в квартиру. Дешёвые розетки из легкоплавких материалов, изменяют свои свойства уже при 75-80°С. Часто ещё в производстве используется керамика низкого качества.
Вообще два, казалось бы, совершенно одинаковых по виду изделия могут иметь массу отличий и существенно различаться по стоимости. Возьмем для примера две розетки: дешевую копию оригинала, произведенного одной из европейских компаний, и сам оригинал. Первая — легко плавится и впоследствии горит, вторая — нет. Первая сделана из легковозгораемого пластика, вторая — из негорючего поликарбоната (ПК). Если у оригинала каркасная рамка сделана из металла, то у копии, в целях удешевления, — из полимера. Причем не просто из полимера, а из того же горючего пластика. Случаи, когда популярная серия известного производителя копируется, малоизвестным производителем, можно назвать банальными. При этом модель удешевляется за счет применения материалов более низкого качества или сокращения отдельных функциональных свойств. Например, стойкий к возгоранию, износу и механическим повреждениям дюропласт заменяется на обычный легкоплавкий пластик.
Первое, что мы хотели бы порекомендовать потенциальному покупателю электрофурнитуры – уделить должное внимание вопросу качества. И понимать, что качественные изделия не являются дешёвыми.
Какими должны быть качественные розетки?
Один из наиболее важных моментов — качество материала, из которого изготовлены корпус и механизм изделия. Например, посеребренные контакты — это хорошо. Однако со временем серебряное напыление истирается и выгорает, и выключатель ничем не отличается от латунного. Вот отчего в более дорогих сериях все контакты не посеребренные, а серебряные.
Или такой момент: у нас на рынках можно купить и выключатель с ржавым механизмом, и переноску с жестяными контактами. Но каждый уважающий себя производитель использует для механизма как минимум латунь. Ну а технологический хит — фосфористая бронза, остающаяся упругой и не теряющая своих свойств даже при нагревании, кроме того, запас прочности у нее значительно выше. Что касается корпусного материала, то у серьезных компаний он также проходит тщательнейшее тестирование на предмет функциональной надежности и эффективности, долговечности и, что главное, безопасности. Помимо ПК, могут быть использованы иные технополимеры, при этом нередко та или иная марка пластика, представляющая собой композицию полимеров, разрабатывается самой компанией, производящей электрофурнитуру.
Не менее важное значение для общего качественного уровня изделий играет и конструкция механизма. Наверное, очень многие знают, как неудобно ”воткнуть” в стенную коробку изделие с болтающимися неподпружиненными лапками. Пружинка — деталь небольшая и недорогая, но она делает инсталляцию менее трудоемкой и более быстрой.
Есть рамочные (панельные розетки) изделия и моноблоки. Моноблоки — штучные изделия, рамочная серия — это несколько единичных изделий, сгруппированных по желанию заказчика в одной рамке. Допустим, если каждое из них в моноварианте стоит 10-12 грн, то в ”рамочном” — 8. Таким образом, 8 + 8 + 8 + рамка. Экономия налицо.
Панельные конструкции могут иметь нестандартные решения. Например, вместо одной обычной розетки в нее могут быть вживлены две розетки под плоскую вилку (вилки класса II), занимающие столько же места. С учетом того, что подобной вилкой оснащается почти вся бытовая аудио и видеотехника, экономия получается внушительная: в четырехгнездовую рамку вмещается восемь розеток. Потребляемая мощность бытовой электроникой невелика, так что безопасность электропроводки при разработке конструкции учтена также.
Все вышеописанные преимущества имеет и трехклавишный выключатель. Во-первых, вместо трех гнезд на стене одно. Во-вторых, включение нескольких осветительных приборов производится из одного места. В-третьих, стоимость инсталляции не утраивается, и вместо $ 15 заказчик платит только 5. В-четвертых, большая вариативность (при наличии соответствующей разводки) включения многоярусных люстр.
”Умными” могут быть не только выключатели, но и розетки. Они могут быть с предохранителями, встроенной защитой от прикосновений, устройствами, предотвращающими утечки (для УЗО). Есть розетки с катапультой, позволяющие нажатием кнопки на панели розетки выбросить (”катапультировать”) вилку. Это преимущество наиболее очевидно при креплении розетки на гипсокартонную перегородку — случай в современном строительстве довольно частый: крепление не расшатывается в процессе выдергивания вилки, не разрушается и материал.
Дизайн розеток
– Черты современной электрофурнитуры таковы: прагматичность, полистильность, граничащая с нейтральностью, консервативность эргономичности. Даже в жилом интерьере она не самостоятельный элемент, а деталь, штрих. А в общественных помещениях электрофурнитура вообще привлекает к себе внимание лишь в исключительных случаях. Потому взгляд производителя, в котором корпус массовых изделий рассматривается как некое произведение искусства, непонятен.
Несмотря на это, иногда можно наблюдать такую картину: на белом корпусе изделия полоска, кант от 0,5 мм до 1 см голубого, например, или бордового оттенка. Но в ракурсе дизайна всего интерьера такое решение неверно, поскольку оно выводит предмет в разряд эстетически самостоятельных и стилистически самодостаточных предметов, каждый из которых претендует на то, чтобы быть ”главным” на стене. А ведь выключатель и розетка — приборы, функциональность которых должна превалировать над эстетичностью.
Все сказанное вполне относится и к размеру изделий. Почему мы не видим выключателей и розеток сложных форм и различных размеров? Потому что они в первую очередь эргономичны. То есть электорофурнитура должна ”ложиться по руке”, она должна обладать тактильной привлекательностью. За формой современной фурнитуры лежат наслоения многолетнего опыта: квадратный корпус со сторонами 8-9 см — это та форма, которая наиболее удобна для руки ”среднестатистического” пользователя. Увеличение или уменьшение размера приведет к снижению удобства и, кроме того, увеличение придаст предмету еще большую броскость и самодостаточность. Второе: если говорить об объединении под одной рамкой нескольких механизмов, то чем больше внешняя панель, тем большее расстояние между гнездами будет изнутри, что, разумеется, и непрактично, и неэкономично.
А что касается разнообразных объемных форм электрофурнитуры, то они также задают некую поверхность со сложным рельефом, некую ребристость. Помимо неудобства пользования здесь кроется еще один минус. Выключатели имеют стандартные месторасположения, регламентированные, например, по высоте. Это не случайно. Существует визуальная и тактильная идентификация. Выключатель на взгляд и на ощупь должен узнаваться на стене мгновенно. Но если на кухне стилизовать выключатели, допустим, под блюдца, а в детской – под божьих коровок, такой идентификации не будет.
А в качестве вывода хотелось бы сказать, что в большинстве своем отечественный потребитель пока еще в первую очередь смотрит на ”фантик”, на внешний вид изделия. А хотелось бы, конечно, чтобы его выбором руководило качество, и чтобы взгляд потребителя был не поверхностным, а всеобъемлющим и более глубоким.
Автор: Юрий Пойманов
Источник: Украинский Строительный Каталог (Секреты успешной стройки)